Исход. 1920. К 100-летию Русского Исхода из Крыма

Синопсис художественного фильма (или сериала), впервые подробно повествующего о важнейшем и трагическом событии отечественной истории – о Великом Русском Исходе из Крыма в ноябре 1920 года.

В те осенние дни Белая армия генерала Врангеля, тысячи и тысячи военных и гражданских лиц на 126 судах покинули Родину, ушли в бесприютность чужой земли, унося не только тоску и боль, но и великую русскую культуру, традиции исторической России. Именно они заложили основы знаменитой русской эмиграции (в ней оказались подчас лучшие, талантливые люди), восстановленные связи с которой сегодня снова питают нас – нравственно, интеллектуально, духовно.
В ноябре 2020-го исполняется ровно 100 лет с тех далеких судьбоносных дней. Время еще есть. Представляется, что выпуск к этой дате полнометражного художественного фильма (возможно, сериала) – явился бы своевременным и важнейшим событием в нашей культурной и духовной жизни. 
Начало фильма – живописное полотно современного художника Дм. Белюкина «БЕЛАЯ РОССИЯ. ИСХОД». 
Картина вдруг оживает, и мы видим прострелянный пулями борт парохода, на его палубе – представители многих сословий России (духовенство, офицеры, казаки, купечество, депутаты Госдумы, сановники Двора, профессора, сестры милосердия…), которым новая власть просто отказала в праве на существование. 
Воистину говорили тогда: это был город на воде. Нет, государство целое. С правительством, армией, финансами, театральными труппами, редакциями газет, гимназиями. Все было в этом государстве, не было только земли. Последние пяди ее подминала буденовская конармия, разлетевшаяся в беспощадной удали по окровавленным крымским степям и солончакам. Оставалось лишь море. По морю и ушли. Бывшие граждане великой Империи, не пожелавшие стать гражданами Р.С.Ф.С.Р. Где после каждой буквы – неотвратимо-навязчивая точка. Как дырка от пули.
Для художественной реализации данного проекта его авторы хотели бы предложить экранизацию романа писателя и сценариста Александра Полякова (автора ряда исторических произведений), который называется «Как далеко до завтрашнего дня»; книга выпущена в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» и во многом посвящена Русскому Исходу. Разумеется, о Гражданской войне написано немало художественных произведений, немало снято фильмов. (Как правило, однобоко – с позиции победившей стороны). Но необычность, новизна проекта состоит в том, что сопротивление безбожному большевизму, война, её наполненная напряженным драматизмом завершающая стадия (Исход), предстанут перед зрителями через восприятие русского священника, известного всей дореволюционной Москве протоиерея о.Владимира Востокова (прадеда автора), который оставил мирную жизнь и бежал на Белый Юг, чтобы стать армейским духовником в войсках Деникина, затем Врангеля. По сути, он стал последним духовником в Русской Армии, отступившей в Крым, а после – покинувшей родные берега. 


Но вначале, еще в Москве, он объявляется новой властью вне закона – за смелые проповеди против комиссарского правительства. «Дерзкого попа» арестовывают прямо в храме. Молодой чекист ведет батюшку по тёмным улицам – должно быть, на расстрел. Но оказалось, что это – давний знакомый Григорий Ермаков, которого священник когда-то спас от беспощадного революционера-боевика Гамуша. Теперь Ермаков отдает свой долг – выправляет нужные документы, и о. Владимир с младшей дочерью Манефой тайно, с приключениями пробирается к белым. С Ермаковым его еще не раз сведет судьба: молодой человек мучительно ищет и в итоге находит свой честный и жертвенный путь в кровавой сумятице братоубийственной войны. Находит не без помощи Востокова. 
В ЧК на Лубянке, более того – сам Троцкий узнают о горячих проповедях отца Владимира в Белой армии, поднимающих боевой дух русского воинства. В красной Москве понимают опасность, которая исходит от священника. Троцкий, Дзержинский поручают начальнику Особого отдела ВЧК тов. Менжинскому отправить в тыл к белогвардейцам одного из лучших агентов – Азу Иглинскую (оперативный псевдоним: Игла). Ее задача – убить священника. Красавица Игла влюбляет в себя изобретателя Усольцева, искусного конструктора разрушительных бомб. Но взрыв лишь контузит батюшку. И он снова продолжает свое дело – в военных эшелонах, на передовой, в переполненных походных храмах. Контрразведка белых спасает его от следующего покушения.
И все же большевики наносят удар: хватают и вскоре расстреливают старшую дочь Востокова – Нину. 
Но армейский духовник не сдается. Некоторым генералам и офицерам не по нраву эта духовная работа, они заражены духом атеизма, западного рационализма. («Какая вера, батюшка? Это вы солдатикам проповедуйте. Мы же культурные, интеллигентные люди…»). Он неутомимо беседует с ними, увещевает, спорит: эти диалоги о вере и безверии, о сомнении – ярки, интересны, остры. В них словно бы мучительно прозревается судьба России – погибнуть ли ей в безбожно-разрушительном революционном огне или с новой силой утвердиться на своем великом историческом пути. 
Главный герой духовно окормляет летчика Енгалычева, танкиста Долгово-Сабурова, известных генералов Кутепова, Лукомского, Шатилова, рядовых пехотинцев, порывистых и честных юнкеров. Подчас вступает в полемику с вождями Белого дела – Деникиным, Врангелем, вызывая их раздражение: рассерженный главнокомандующий обещает выслать энергичного священника за пределы Крыма. Здесь, на полуострове, он попадает в разные, порой острые ситуации, но остается верным до конца своему высокому призванию. В его духовной орбите – десятки известных исторических личностей разных убеждений. Конфликты, споры, военные действия.
У отца Владимира – непростая судьба. У него свой взгляд на то, как одолеть порабощающий Россию большевизм, что нужно сделать для победы, не теряя драгоценного времени. Он знает: не все решается силой оружия, благородной рыцарской доблестью белых воинов, скуповатой поддержкой расчетливой Антанты. Вот Юденич был у ворот Петрограда, Деникин дошел до Орла, его казачьи разъезды гарцевали под Тулой. И – ничего. Почему же?
Протоиерей Востоков полагает, что ответ следует искать в духовно-нравственной, сакральной сфере. Генерал Врангель, благородный и одаренный полководец, вначале соглашается, а после под влиянием западных союзников отказывается поддержать «романтическую» идею большого крестного хода из Крыма – совместно с войсками, молитвенным народным потоком – на захваченную комиссарами Москву. (Были и те, кто горячо поддерживал – генералы Кутепов, Лукомский и др.). И через три месяца Крым пал под натиском энергичного Фрунзе. Начался террор. 
Кто же был прав: мудрый и талантливый стратег генерал Врангель или скромный армейский духовник Владимир Востоков и его единомышленники из «Братства Животворящего Креста»? Поиску ответа на этот вопрос и будет посвящен фильм – о великой драме Русского Исхода, о трагическом сломе эпох, который прошел через человеческие судьбы.
Уже через годы, осевший в Париже поэт Николай Туроверов, бывший подъесаул Атаманского полка, прислал Востокову в Америку стихи: «Был лёд и в пулемётных кожухах; Но вот в душе, как будто, потеплело: Сочельник был. И снег лежал в степях. И не было ни красных и ни белых…».
Ни красных, ни белых. Ибо это – русские люди. Да не о том ли мечтал, молился митрофорный протоиерей о.Владимир?
Наверное, бывают времена, особенно в России, когда следует совершить иное, непостижимо-надмирное. То, что не вмещается в привычные рамки поспешной жизни потерявшейся в революционной сумятице человеческой души. 
Отец Владимир скончался в США в 1957 году, похоронен на Сербском кладбище близ Сан-Франциско. А хотел лежать в родном подмосковном Голочёлове, на сельском погосте…

Александр Поляков

Член Союза писателей России, лауреат Всероссийской литературной премии «Александр Невский» и – Международной литературной премии им.Андрея Платонова «Умное сердце», лауреат конкурса сценариев V Международного кинофестиваля «Покров» (I премия; сценарий «Росс непобедимый», о великом адмирале Ушакове) и Всероссийского кинофестиваля для детей и юношества «Право и Правда. Литература на экране» (2011), награжден специальным призом Издательского Совета РПЦ «Дорога к храму» - за роман «Великаны сумрака».
Также автор киносценария художественного фильма «Пирогов» – о великом русском хирурге Н.И. Пирогове, его участии в Крымской войне (1853-56). В настоящее время – в работе. Съемки планируются в 2019 г.

Поляков Александр Павлович Тел. 8-916-116-79-85, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мы в Вконтакте

Мы в Facebook