Главная / Новости / Как кино меняет мир

Как кино меняет мир


Киновед и режиссер Александр Семенюк о фильме Ларса фон Триера "Антихрист"
Не так давно у нас и на Западе с большим ажиотажем прошел фильм датского режиссера Триера "Антихрист". Сюжет его таков: главные герои - пара, пережившая смерть ребенка. В поисках успокоения они переезжают в дом, стоящий в лесной глуши. С этого момента в их жизни начинают происходить кошмарные, пугающие события. Это постмодерн в чистейшем виде: претенциозный, многозначительный, с традиционным садомазохистским инструментарием. В те минуты, когда наблюдаешь за работой мастера, испытываешь удовольствие от дьявольской красоты формы. И неподдельный ужас, исходящий от незримой смерти, которая пронизывает и подкрадывается не только к главным героям, но и непосредственно к зрителю. И даже в Каннах, где была его премьера, он вызвал жуткую панику. Пресыщенные западные журналисты и кинокритики, даже они были возмущены тем, как режиссер говорит сегодня о мире, о человеке. Ничего хуже за последнее время не было. Самое удивительное, сразу же после Каннской премьеры, чего не было в советском и постсоветском прокате, он появился в наших кинотеатрах буквально через неделю и шел очень долго. Почему?! Да потому что современное кино заполонил постмодерн. Что это такое? Это страшное явление. Создатели фильмов, режиссер и сценарист, позиционируют себя, как творцов. И часто приписывают себе функцию творца, как Господа Бога. Во всяком случае, они себя таковыми считают. Если объективно подойти, они являются некими медиумами, посредниками между тем, что происходит в духовной жизни эпохи, и между зрителем. И кино это транслирует. Любой фильм - это некий слепок времени, этой самой духовной ситуации эпохи в виде образов и метафор.

Фильмы всегда рассказывают о том, чем живут люди в то или иное время. Существуют две основные духовные парадигмы - античная и христианская. Античная характерна тем, что мировоззрение древнего человека, язычника, вписывалось примерно в такую схему: жизнь, смерть, снова рождение и так бесконечно. А в христианстве появился крест - это вертикаль взаимоотношений человека с Богом. Таким образом, мировоззрение человека и развивалось в рамках этих двух парадигм. А сегодня мы знаем третью парадигму, которая получила название постмодерн. 

Христианство и язычество всегда апеллировали к высшему, к Божественному, не смотря на то, что у христиан - единый Бог, а у язычников - многобожество. И в этой системе ценностей даже у язычников существует добро, справедливость. И обязательно в этом круговороте - продолжение жизни, продолжение мира. 

А постмодерн не знает исторической перспективы. В постмодерне неизбежен конец истории, который означает хаос, где нет ни продолжения жизни, ни истории на новом этапе, а только пустота, чернота, смерть. Абсолютно ничего. И это для человека - страшно. Постмодерн отрицает духовные ценности. Он говорит: нет никакого Бога. Это все выдумки. Человечество движется только к своему концу. 

Например, в эпоху Возрождения, в Ренессанс, Бога заменили на человека. Поэтому на иконах, на картинах 15-го, 16-го веков вместо аскетического лика Богородицы и креста изображены такие дородные дамы с упитанным младенцем. Стала преобладать телесность. Но даже не к этому он апеллирует. Его главный герой - не человек. Постмодерн не пропагандирует это, не афиширует, но так получается, что главным героем является дьявол, сатана.

Философия постмодерна сегодня все больше и больше становится реальностью. Фильмы "Антихрист" Триера и "Парфюмер" Тыквера пагубны для души. Эти два фильма - яркие представители постмодерна в кино, героями которых является дьявол. Картины могут быть технологически сделаны очень хорошо, эстетически талантливо, по форме они интересны, но по содержанию они дьявольские, демонические, страшные. В них нет духовного, положительного, прекрасного. 

Сюжет - это только история, все остальное за кадром, за сюжетом. И если зрители не будут стараться понять, что же на самом деле за кадром, то никогда не поймут современное кино, которое за последние пять-семь лет стало очень изощренным, особенно американское, европейское и китайское.

Если брать таких интеллектуалов, как Антониони, Феллини, тех, кто снимал в 60-70-е годы прошлого века, кто разрабатывал форму, эстетику, новый язык кино, то они просто дети по сравнению с тем, какие нюансы нынешние деятели доносят до нас через современный кинематограф. 

Промывка мозгов

Через кино можно манипулировать сознанием человека и огромными коллективами, то есть общественным сознанием. И это страшно. 

В Голливуде существует сообщество продюсеров – оно закрытое, это своего рода ложа, где продюсерами являются эзотерически подготовленные люди, которые знают, чего они хотят добиться при помощи кино. Режиссер же этого пока не понимает. У режиссера существует коктейль в голове, в душе, в его эмоциональном мире из образов, чувств. И он благодаря своим способностям выстраивает на экране сюжет, так чтобы зрителю это было интересно. Продюсер, зная это, и ощущая, насколько способен режиссер, воздействует на него. Он внушает, что нужно сделать режиссеру и таким образом управляет им. 
На самом деле, кино на Западе производит не режиссер, а продюсер. Режиссер реализует продюсерский замысел в виде образов, хорошо смонтированных кадров. 

Цель продюсера - не эстетическое удовольствие аудитории, а задача всегда очень простая - промывка мозгов, нужный политический эффект. В Голливуде и на Западе система проката, рекламы, кинопродвижения в самих кинотеатрах выстроена таким образом, что продюсеры и кинопрокатчики всегда знают, что если они вложат 100 миллионов, 150 им вернется обязательно. Очень редко, когда кино не окупается. 

И все же первая задача продюсера - это политическая, социальная - добиться того, чтобы кино гипнотическим образом порабощала сознание общества. Например, политики придумали какую-то идеологию, а продюсеры должны эти задачи реализовать с помощью кино. Они закладывают в сознание простых людей очень четкие посылы и таким образом ими управляют.

И зритель, который смотрит на своих любимых актеров, видит занимательные сюжеты, даже понятия не имеет, насколько мощно и сильно им управляют. В его сознание вдалбивают через бессознательное то, чего хочет политическое руководство той или иной страны.

У нас очень много режиссеров, которые позиционируют себя, как православные, но они снимают откровенно неправославное кино, нерусское. Духовное русским православным кинематографом было проиграно, к сожалению. Как это получилось? 

А все началось с создания Голливуда. Приехали туда в начале 19-го века из разных концов мира, из Старой Европы, из России эмигранты еврейского происхождения и основали семь главных студий. Потом это количество студий умножилось благодаря помощи финансистов, собратьев по вере. Дело в том, что они приехали не просто как светские люди. Они воспитывались в религиозных школах, дышали духом иудаизма. Это сейчас, Мадонна и другие, многие из которых христиане, ходят в кабалистические школы и хвалятся еще этим. А те не понаслышке знали, что такое кабала, что такое талмуд. Это было их мировоззрение, которое они транслировали. 

Посмотрите на картины Шагала. Казалось бы, приходит человек с православным мировоззрением и смотрит: какие-то люди-коровы летают. Он думает, ну, пошутил парень. Да, нет, он не пошутил. Это часть глубинного религиозного сознания. Вот эти полеты в религиозных иудейских текстах воплощены, зашифрованы и имеют глубочайший сакральный религиозный смысл, который художник транслировал при помощи образов. То же самое было сделано и в кино со всей иерархией, со всей системой ценностей иудаизма. Его можно сколько угодно замалчивать, но оно никуда не денется со всей его внутренней структурой, очень организованной, общинной. Так вот кино именно об этом. Существовало христианское искусство, но голливудское кино в своей мировоззренческой и религиозной составляющей сделало его абсолютно кабалистическим. Очень многие режиссеры это скрывают.

Так же Америка и Запад сейчас внедряют в наши сознания постмодернистское, бездуховное, страшное, дьявольское кино. 

Тарковский говорил: «Мне грустно, что я и мои герои неверующие, мне страшно, что мир обезбожен». Вот об этом кино Тарковского. Он еще сострадал, а нынешние художники, не сострадают, а только используют. В этом главное различие.

Так что задумайтесь, прежде чем идти в кино!


Поделиться: