Главная / Новости / Студентам ТГПУ показали фильм Сергея Дебижева «Раскалённый хаос 1917»

Студентам ТГПУ показали фильм Сергея Дебижева «Раскалённый хаос 1917»


8 декабря 2022 года на площадке Томского государственного педагогического университета состоялся показ и обсуждение документального фильма Сергея Дебижева «Раскаленный хаос 1917». Фильм стал первым опытом совместного кинообразовательного онлайн-проекта между ТГПУ и одним из структурных подразделений Союза кинематографистов России, «Творческой Лабораторией духовно-нравственного и просветительского кино». 


Цель таких показов формирование творческого поля для диалога в разговоре на сложные темы между кинематографистами и молодёжной аудиторией, особенно любителями умного кино.  В большом зале собрались студенты 2-4 курсов историко-филологического факультета, зритель непростой и взыскательный. Надо отметить, что эстетика «Раскаленного хаоса» сродни живописному искусству: это очень плотное монументальное полотно из порядка шести тысяч монтажных склеек — что позволило ощутить и увидеть воочию ритм того времени, его насыщенность событиями и духом выстраивания исторических перспектив на идеях разрушения. 

Интересна, в этом контексте, фигура Василия Шульгина, который вместе с Александром Гучковым принимал отречение царя, попав под очарование т. н. «октябристов» — и который, в общем, понял, что они наделали, (отражено в фильме о нём «Перед судом истории» 1964 г.)

Потому-то фильм Сергея Дебижева так хорош для показа в студенческой среде: он своей художественной мощью будит воображение и рождает вопросы, ответы на которые молодой человек сможет найти, сопоставив увиденное на экране с известными ранее или неизвестными историческими источниками. Это произведение кинорежиссёра — важное подспорье для того, чтобы заинтересовать подрастающее поколение серьёзной исследовательской работой при использовании критического и логического мышления. Именно поэтому так важен последующий разговор с автором фильма, открывающий возможность откровенного диалога: общение для обмена опытом, умением и знаниями, причём — обоюдного.

В обсуждении фильма «Раскалённый хаос» говорили о причинах произошедшего. Вопросов от студентов не пришлось долго ждать: было очевидно, что «Раскалённый хаос» вызвал глубокий отклик у молодой аудитории.

Как отметил мастер, этой темой он интересуется уже более 30 лет и к столетней годовщине революции «подумал, что было бы своевременно сделать картину, отражающую вот такую точку зрения на эти события». Сергей Дебижев также отметил, что «весь исторический процесс имеет в себе некие узловые точки, от которых можно протянуть нить рассуждений…откуда это всё началось и к чему это всё привело в результате». По мнению режиссёра, «мы до сих пор живём в ужасе последствий того, что произошло тогда».

Прозвучало  мнение об отсталости России того времени, о некомпетентности царя, о неспособности империй существовать более определённого срока, (распространённое утверждение, в том числе — озвученное в интервью Ксении Собчак с Любовью Аркус, которая критиковала Никиту Михалкова за его имперскую позицию).

Режиссёр Сергей Дебижев, изучавший в процессе работы над фильмом исторические документы и мемуары непосредственных участников и свидетелей тех событий, акцентировал внимание на том, что «всегда нужно понимать, где исток того, что привело к тем событиям, которые происходят сейчас, и как избежать их в будущем… Мне представляется, что спусковой крючок, сама идея заговора против нашей страны — она возникла уже давно. О русофобии говорили ещё Тютчев и Достоевский. Это серьёзная, глубинная историческая линия, это — глубинное противоречие.» 

Он рассказал, что когда в 1900 году состоялась Всемирная выставка в Париже, в Русском павильоне было представлено множество новейших машин, от паровозов до пылесосов и электровентиляторов. Именно тогда стало ясно, что нужно как-то эту страну «затормозить», иначе Британская империя потеряет своё многовековое влияние.


По поводу оценки личности последнего русского императора Сергей Дебижев добавил, что было бы ошибкой рассматривать деятельность монархов исключительно в атеистических рамках, вне религиозной составляющей. Их можно рассматривать только понимая религиозную традицию, в которой они находились. 

«Мне кажется, нужно уже перерасти это всё, и посмотреть на это всё более глубоко, и вообще понять: может ли наша страна существовать вне империи? Может ли в принципе Россия иметь какую-то другую конфигурацию? Каковы сегодняшние цели её развития? Современные тенденции возрождения России, связанные с осознанием наконец-то того, что традиции — это не прошлое, а вечное, что традиционные ценности — это основа бытия России», и что она может существовать только в условиях Империи. 

Режиссёр поделился своим мнением, что погружаясь в изучение истории какого-то периода, ты неизбежно сам выбираешь ту или иную позицию — нет исторических событий без чьего-то личного их осмысления и интерпретации. И очень важно научиться именно ставить вопросы.

И вопросы были поставлены. Подытоживая творческую встречу со студентами, руководитель Творческой Лаборатории режиссёр Наталья Кононенко привела в качестве рекомендации к прочтению нашумевшую книгу швейцарского журналиста Ги Меттана «Запад-Россия: Тысячелетняя война. История русофобии от Карла Великого до украинского кризиса», которая дает некоторое понимание ментальных, исторических истоков русофобии как политического явления. Вспоминали и «Окаянные дни» И. А. Бунина — дневниковые записи писателя, которые до сих пор производят на читателей ошеломляющее впечатление. «В любом случае, открытый диалог на такие серьёзные и сложные темы, как критическое осмысление событий 20-го века — послужит нам всем на пользу и будет хорошей пищей для ума».

Сергей Дебижев присоединился к заключительному слову: «В спорах, конечно, никакой истины не рождается — нужно использовать свой собственный интеллект. А ещё лучше — использовать свою душу и сердце, чтобы создать свою собственную картину мира». И добавил: «Мы, конечно, сталкиваемся с жестокой реальностью, но именно она нас и закаляет».

Рекомендуем к просмотру д/ф «РАСКАЛЕННЫЙ ХАОС 1917» (режиссёр Сергей Дебижев, 110 мин., 2017 г.) 

«РАСКАЛЕННЫЙ ХАОС 1917» в восприятии студентов ТГПУ







Поделиться: