Интервью. Элина Баклашова: «На их примере мы можем видеть, как прекрасна жизнь, наполненная служением…»

18 мая в 19.00 в Белом зале Дома кино состоится вечер «Русский Иов. Жизнь и мученическая кончина святого Николая Григорьева». В вечере примет участие и скажет слово духовник Алексеевского женского монастыря прот. Артемий Владимиров. Также на вечере состоится показ документального фильма режиссера Элины Баклашовой (Малютиной) «Замоскворецкое купечество. Свет из сердца. Николай Григорьевич Григорьев».
Это шестой фильм из цикла «Замоскворецкое купечество. Свет из сердца», который Элина Баклашова снимает уже на протяжении нескольких лет.
Фильм «Замоскворецкое купечество. Свет из сердца. Николай Григорьевич Григорьев» рассказывает о Николае Григорьевиче Григорьеве, выдающемся предпринимателе, выходце из крепостных крестьян, который благодаря своему труду прошёл путь от уличного торговца пирожками до основателя одной из крупнейших колбасно-гастрономических фабрик в России.
Николай Григорьев был известен щедрой благотворительностью. Его личность уникальна. Владелец колбасной фабрики в начале ХХ века — в наши дни он является местночтимым святым новомучеником-исповедником российским. К лику святых купец был причислен в 2000 году.
Фильм стал лауреатом фестивалей «Радонеж» (диплом «Особое упоминание жюри») и «Отцы и дети» (специальный приз жюри: «За возвышение души человека»). О феномене русского купечества как уникальном явлении русской жизни, о личности Николая Григорьева и о самом фильме накануне показа мы поговорили с режиссером Элиной Баклашовой.
Наживать, чтобы отдавать

— Элина, как Вы заинтересовались темой русского купечества? Почему стали исследовать этот феномен?
— В прошлые годы я иногда ездила за границу в крупные европейские города и очень любила ходить там на экскурсии, осматривая достопримечательности. Однажды я поймала себя на мысли, что, путешествуя по миру, я до досадного мало знаю о Москве. И если пройтись по старым московским улочкам, то я даже рассказать толком ничего не смогу.
Я решила восполнить этот пробел и стала ходить на пешеходные экскурсии по Москве. Начала я с района Замоскворечье, рядом с которым живу. Я стала изучать его историю и была потрясена, какие интересные люди здесь жили! Что ни дом — то удивительная история человека!

В 18 — 19 веках это был купеческий район, здесь жили в основном купцы. То, что я стала узнавать о русских купцах, полностью перевернуло мое представление об этих людях. Эта тема меня просто захватила! Я поняла, что это был совершенно другой мир, о котором мы очень мало знаем.
У меня (как, наверное, и у большинства из нас) еще со школьных времен были укоренившиеся представления о том, что купцы и крупные фабриканты — это эксплуататоры и мироеды, которые пили кровь трудового народа. И то, что я узнавала, изучая историю Замоскворечья, этому в корне не соответствовало. Обычно мы знаем предпринимателей, сделавших многое для развития России, на примерах единиц: Мамонтовы, Морозовы, Бахрушины, Третьяковы. Но таких, как они, было гораздо больше — не единицы, а тысячи и может даже сотни тысяч по всей стране.
Сейчас многие богатые люди меряются друг с другом тем, у кого «круче» машины, яхты или дома. А в дореволюционной России богатые люди соревновались в том, кто больше построит школ, больниц, или богаделен. Богатые люди соревновались в добрых делах! Не в прямом смысле, конечно, но это был важный вектор их жизни. Меня это поразило.
Русские купцы воспринимали свою деятельность как служение Богу через служение ближним. И считали, что богатство, которое они имели, принадлежит Богу, и нужно использовать его для того, чтобы делать добрые дела.

Вдохновить на подражание



— Ключевое. Это были глубоко верующие люди, и их вера дала прекрасные и добрые плоды. Смысл их жизни на деле состоял в служении Богу, ближним и своей стране. И на примерах этих людей мы можем увидеть, какой прекрасной может быть жизнь, когда она наполнена таким служением.
Также на примере русских купцов можно говорить о прекрасных человеческих качествах — о честности, трудолюбии, порядочности, заботе о семье. Очень интересно было узнать о честном купеческом слове, которое подкреплялось лишь рукопожатием, и оно было крепче подписей и договоров.
Меня удивило то, как многие богатые предприниматели воспитывали своих детей. Для нашего времени это звучит поразительно, но дети миллионеров не просто наследовали миллионы отцов, а проходили весь трудовой путь от самых низших должностей (например, от кочегара или помощника машиниста) к управленческим верхам. То есть купцы заставляли своих детей трудиться, чтобы понимать, как зарабатывается хлеб.
Многострадальный и терпеливый
— Драматичная судьба Николая Григорьева — насколько она на этом фоне типична?

Нам рассказали про храм, и мы собрались уходить, но я спросила экскурсовода: а что это за икона висит на стене? И он сказал: «Ой, простите, из-за дождя я совсем забыл рассказать!» И рассказал про Николая Григорьевича Григорьева, который был прихожанином, благотворителем и благоукрасителем храма Воскресения Христова в Кадашах.
Меня эта история просто поразила: человек, который кормил Россию, который создал такое огромное колбасное предприятие, умер от голода и в наше время причислен к лику местночтимых святых! Я подумала, что в моем цикле про купцов обязательно нужно будет уделить ему большое внимание и снять отдельную серию.
А кирпичная стена, которую я приметила, оказалась стеной фабрики Николая Григорьевича. Эта фабрика вплотную прилегала к храму. Его икона и сейчас там висит.
— Очень символично, что Вы узнали о нем через его икону, как будто он сам обратил свое внимание на Вас.
— Да, я часто анализирую этот момент и думаю, что буквально одна-две минуты, и мы бы оттуда ушли, и пропустили такое сокровище. Это было в 2017 году. Тогда я снимала другие серии моего цикла. И только в прошлом году я доделала фильм о Николае Григорьевиче Григорьеве. Лидия Александровна Григорьева (его праправнучка) уже, наверное, и не верила, что я сниму этот фильм, но все с Божией помощью получилось!
Обрели сокровище

— Как вы нашли его родственников, как убедили сняться в фильме?
— Контакты родственников Николая Григорьевича мне дали в храме в Кадашах. Я позвонила и сказала, что хочу снимать фильм про Николая Григорьевича, они очень обрадовались и согласились мне все рассказать.
Лидия Александровна Григорьева и ее дочь Екатерина Махаева — потомки Николая Григорьевича по прямой мужской линии. Лидия Александровна — праправнучка Николая Григорьевича, ее дедушка был его внуком.
Изначально до них дошли лишь обрывки семейных историй, о том, что у них в роду был некий прапрадедушка, который продавал пирожки в Охотном Ряду. Масштабов его предприятия они тогда не знали. Также они не знали о том, что произошло с Николаем Григорьевичем после революции, о его трагической кончине. В советское время имя Николая Григорьева было полностью забыто и вычеркнуто из русской истории.
Проявив интерес к судьбе Николая Григорьевича, Лидия Александровна и Екатерина стали собирать информацию просто «для себя» — им было интересно. Собирали материалы буквально по крупицам: работали в архивах, ездили на родину Николая Григорьевича под Углич. И когда они, как мозаику, собрали все материалы, получилась такая история, которую им захотелось рассказать людям!
Сейчас, благодаря их исследованиям, трудам и публикациям в журналах, имя Николая Григорьевича вышло из небытия. И уже экскурсоводы в Москве и в Угличе рассказывают про Николая Григорьевича на своих экскурсиях, в интернете появились статьи о его жизни, в музеях создаются стенды, снимаются фильмы. И все это благодаря деятельности двух людей, которые просто проявили интерес к своей родословной!
Меня это очень вдохновило, и я сейчас снимаю небольшой фильм про то, как люди, просто заинтересовавшись историей своей семьи, могут обрести настоящее сокровище.
— В каком состоянии находится храм, который построил Николай Григорьевич? Идут ли там сегодня службы?
— Храм святителя Николая Чудотворца в селе Сергиевском под Угличем требует ремонта. Но службы там идут — по определенным дням и праздникам. Служит настоятель отец Меркурий. Он тоже принимает участие в моем фильме. Могила Николая Григорьевича находится рядом с этим храмом.

— Может ли феномен русского купечества повториться или это уже невозможно?
— Этот феномен был основан на вере и благочестии наших предков — русских купцов. Он возник не сам по себе, его основой была вера во Христа. Поэтому мне кажется, что если мы будем идти в этом направлении, то, конечно, все может повторится. Хочется на это надеяться.
— Планируете ли Вы продолжать цикл?
— Конечно! Мой план еще не выполнен. Еще не всех героев я охватила, у меня перед ними долг.
Зарегистрироваться на вечер «Русский Иов. Жизнь и мученическая кончина святого Николая Григорьева» с просмотром фильма режиссера Элины Баклашовой (Малютиной) «Замоскворецкое купечество. Свет из сердца. Николай Григорьевич Григорьев».