Главная / Новости / Интервью. Элина Баклашова: «На их примере мы можем видеть, как прекрасна жизнь, наполненная служением…»

Интервью. Элина Баклашова: «На их примере мы можем видеть, как прекрасна жизнь, наполненная служением…»


Режиссер цикла «Замоскворецкое купечество» — о феномене русского купечества, меценатстве и фильме о Николае Григорьеве 

18 мая в 19.00 в Белом зале Дома кино состоится вечер «Русский Иов. Жизнь и мученическая кончина святого Николая Григорьева». В вечере примет участие и скажет слово духовник Алексеевского женского монастыря прот. Артемий Владимиров. Также на вечере состоится показ документального фильма режиссера Элины Баклашовой (Малютиной) «Замоскворецкое купечество. Свет из сердца. Николай Григорьевич Григорьев». 

Это шестой фильм из цикла «Замоскворецкое купечество. Свет из сердца», который Элина Баклашова снимает уже на протяжении нескольких лет. 

Фильм «Замоскворецкое купечество. Свет из сердца. Николай Григорьевич Григорьев» рассказывает о Николае Григорьевиче Григорьеве, выдающемся предпринимателе, выходце из крепостных крестьян, который благодаря своему труду прошёл путь от уличного торговца пирожками до основателя одной из крупнейших колбасно-гастрономических фабрик в России. 

Николай Григорьев был известен щедрой благотворительностью. Его личность уникальна. Владелец колбасной фабрики в начале ХХ века —  в наши дни он является местночтимым святым новомучеником-исповедником российским. К лику святых купец был причислен в 2000 году. 

Фильм стал лауреатом фестивалей «Радонеж» (диплом «Особое упоминание жюри») и «Отцы и дети» (специальный приз жюри: «За возвышение души человека»). О феномене русского купечества как уникальном явлении русской жизни, о личности Николая Григорьева и о самом фильме накануне показа мы поговорили с режиссером Элиной Баклашовой. 


Наживать, чтобы отдавать




— Элина, как Вы заинтересовались темой русского купечества? Почему стали исследовать этот феномен?

— В прошлые годы я иногда ездила за границу в крупные европейские города и очень любила ходить там на экскурсии, осматривая достопримечательности. Однажды я поймала себя на мысли, что, путешествуя по миру, я до досадного мало знаю о Москве. И если пройтись по старым московским улочкам, то я даже рассказать толком ничего не смогу. 

Я решила восполнить этот пробел и стала ходить на пешеходные экскурсии по Москве. Начала я с района Замоскворечье, рядом с которым живу. Я стала изучать его историю и была потрясена, какие интересные люди здесь жили! Что ни дом —  то удивительная история человека! 




В 18 — 19 веках  это был купеческий район, здесь жили в основном купцы. То, что я стала узнавать о русских купцах, полностью перевернуло мое представление об этих людях. Эта тема меня просто захватила! Я поняла, что это был совершенно другой мир, о котором мы очень мало знаем. 

У меня (как, наверное, и у большинства из нас) еще со школьных времен были укоренившиеся представления о том, что купцы и крупные фабриканты — это эксплуататоры и мироеды, которые пили кровь трудового народа. И то, что я узнавала, изучая историю Замоскворечья, этому в корне не соответствовало. Обычно мы знаем  предпринимателей, сделавших многое для развития России, на примерах единиц: Мамонтовы, Морозовы, Бахрушины, Третьяковы. Но таких, как они, было гораздо больше — не единицы, а тысячи и может даже сотни тысяч по всей стране.

Сейчас многие богатые люди меряются друг с другом тем, у кого «круче» машины, яхты или дома. А в дореволюционной России  богатые люди соревновались в том, кто больше построит школ, больниц, или богаделен. Богатые люди соревновались в добрых делах! Не в прямом смысле, конечно, но это был важный вектор их жизни. Меня это поразило. 

Русские купцы воспринимали свою деятельность как служение Богу через служение ближним. И считали, что богатство, которое они имели, принадлежит Богу, и нужно использовать его для того, чтобы делать добрые дела. 




Исследователь русского купечества Павел Бурышкин писал в своей книге: «На свою деятельность русские купцы смотрели не столько как на источник наживы, сколько как на выполнение своего рода миссии, возложенной Богом или судьбой. Про богатство московское купечество говорило, что Бог дал его в пользование на время и потребует по нему отчета». 

Основатель Трехгорной мануфактуры Василий Прохоров говорил в завещании своим сыновьям: «Богатство тогда хорошо, когда оно служит ближним. Живите не для богатства, а для Бога, всех, а кольми паче — брат брата любите». А Павел Михайлович Третьяков писал: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу в каких-либо полезных учреждениях».

И это были не просто красивые слова. Русские купцы на деле следовали этим принципам и зарабатывали большие деньги не ради личной наживы, а для того, чтобы развивать промышленность, а также вкладывать деньги в благотворительность: строить больницы, богадельни, дома для бедных, вдов, сирот, инвалидов, строить школы, открывать технические курсы и т. д.!

И хочу отметить, что русские купцы, предприниматели, фабриканты — это были не просто добрые люди. Они развивали промышленность России! Благодаря их предпринимательской деятельности стало возможным экономическое чудо конца 19 — начала 20 века, когда Россия вошла в пятерку ведущих мировых держав по большинству социально-экономических показателей. То есть они строили Россию, созидали экономику и главное, что эти люди имели страх Божий и их деятельность строилась на прочной нравственной основе. 

Мне показалось, что об этом очень интересно рассказать! И даже обязательно нужно рассказать! Эта тема очень нравственная и она дает правильные жизненные ориентиры для современного человека. Ведь жизнь русских купцов может послужить для нас прекрасным примером во многом — не только в том, как надо тратить деньги, а в целом — в отношении к жизни как к Служению.  

Вдохновить на подражание




— Насколько отличается меценатство русского купечества от благотворительности, которой занимаются сегодня некоторые состоятельные люди? 

— Слава Богу, многие богатые люди сегодня тоже занимаются благотворительностью. И главный критерий здесь, как мне кажется, во все времена один: делает ли это человек с тем, чтобы покрасоваться или, например, получить какие-то налоговые выгоды, или он делает это ради Бога.

Если же оценивать масштаб — в дореволюционную эпоху благотворительность была  традицией, которая передавалась по наследству и которую отцы воспитывали в своих детях. 

Интересно, что еще в 1856 году историк Михаил Погодин так писал о российских меценатах: «Если бы счесть все их пожертвования за нынешнее столетие, то они составили бы цифру, которой должна бы поклониться Европа». 

А Федор Шаляпин, например, писал, что «объездив почти весь мир и побывав в домах богатейших европейцев и американцев, такого размаха благотворительности, как у нас, я не видел нигде. Я думаю, что и представить себе этот размах европейцы вряд ли смогут».

Эта традиция была прервана и зарублена на корню после революции. Сейчас масштаб благотворительности все-таки другой, но мы должны хотя бы узнать про наши корни, проникнуться этой традицией благотворения, пропитаться ею. Поэтому я и снимаю фильмы в надежде, что они смогут вдохновить на подражание тем людям. 

Когда я показываю свои фильмы на фестивалях в разных городах России, ко мне всегда подходят люди и просят снять фильм про купцов из их родных городов. «У нас такие купцы замечательные, они столько сделали хорошего для города и людей!»  — говорят они. И так происходит везде, где я бываю — везде есть свои купцы, которым люди благодарны и которых они помнят.

— О ком был Ваш первый фильм?



— Когда я вдохновилась этой темой, я решила снять фильм о купцах Замоскворечья. Я хотела объединить несколько историй замоскворецких купеческих семей в один фильм. 

Но когда я начала этим заниматься, на меня неожиданно просто «обрушился» поток информации. Было ощущение, что наши купцы там, наверху, обрадовались, что про них вспомнили. Информация приходила со всех сторон: находились потомки, историки, исследователи, которые очень хотели поделиться со мной информацией.  У меня было чувство, что я нашла настоящий клад! И чем больше я «копала», тем больше сокровищ мне открывалось! 

На тот момент я еще не думала о полномасштабном проекте из нескольких серий, но я решила ни от чего не отказываться и все собирать в «копилку». Со временем я поняла, что про каждого моего героя нужно делать отдельный фильм, и так родился цикл фильмов, который я назвала «Замоскворецкое купечество. Свет из сердца», в котором каждая серия посвящена отдельной купеческой династии Замоскворечья. Первый фильм был про купцов Ляминых. 

Параллельно с этим у меня родился фильм «Русское купечество. Служение России», который обобщает информацию о служении русского купечества.  

— Какое место в жизни Ваших героев занимала вера?



— Ключевое. Это были глубоко верующие люди, и их вера дала прекрасные и добрые плоды. Смысл их жизни на деле состоял в служении Богу, ближним и своей стране. И на примерах этих людей мы можем увидеть, какой прекрасной может быть жизнь, когда она наполнена таким служением. 
Также на примере русских купцов можно говорить о прекрасных человеческих качествах — о честности, трудолюбии, порядочности, заботе о семье. Очень интересно было узнать о честном купеческом слове, которое подкреплялось лишь рукопожатием, и оно было крепче подписей и договоров.  

Меня удивило то, как многие богатые предприниматели воспитывали своих детей. Для нашего времени это звучит поразительно, но дети миллионеров не просто наследовали миллионы отцов, а проходили весь трудовой путь от самых низших должностей (например, от кочегара или помощника машиниста) к управленческим верхам. То есть купцы заставляли своих детей трудиться, чтобы понимать, как зарабатывается хлеб. 

Многострадальный и терпеливый


— Драматичная судьба Николая Григорьева — насколько она на этом фоне типична? 

— Она скорее уникальна и трагична. Многие представители купечества, о которых я рассказываю в других сериях своего цикла, почили до революции и не видели весь ее ужас. А Николай Григорьевич застал революционные годы и фактически принял мученическую кончину. 

Его предпринимательский талант был уникален. Многие купцы, добившиеся успеха, в прошлом были крепостными. Но чаще их дело развивалось в нескольких поколениях. То есть отец семейства выбивался в люди, начинал свое небольшое дело, а дальше это дело развивали сыновья. А расцвет их предпринимательской деятельности мог наступить  во втором или в третьем поколении. 



Николай Григорьевич Григорьев, будучи по рождению крепостным, начинал свою трудовую деятельность с продажи пирожков. И благодаря  трудолюбию и таланту, он в течение одной своей жизни развил дело до грандиозных масштабов и создал одну из крупнейших колбасно-гастрономических фабрик в России, которая обеспечивала своей продукцией не только Россию, но и Западную Европу. Это, безусловно, уникально, таких примеров немного.

А что произошло дальше… Человек, который имел все, добившись всего своим талантом и трудом, в одночасье всего лишился. И не сломился духом при этом. Если проводить параллели с библейскими героями, его судьба напоминает судьбу праведного Иова Многострадального, который тоже имел огромное богатство, но Бог попустил ему тяжелое испытание. Праведный Иов лишился всего — богатства, пережил смерть близких, но не возроптал, не отступил от Бога. Он смиренно уповал на Господа и благодарил за все.

И так получилось, что фильм про Николая Григорьевича, которого еще называют русским Иовом за это удивительное сходство, будет показан 18 мая, накануне дня памяти св. Иова Многострадального. Поэтому мы назвали наш вечер «Русский Иов. Жизнь и мученическая кончина св. Николая Григорьева».

— Как Вы решили снять фильм о Николае Григорьеве? Как узнали о нем? 

— Я очень хорошо помню этот момент. Я пришла на экскурсию по Кадашам —  это район Замоскворечья, который находится рядом с Третьяковской галереей. Экскурсовод рассказывал нам про храм Вознесения Христова в Кадашах. Он расположен вблизи Кремля, и в былые времена его колокола «перезванивались» во время богослужений с Кремлевскими соборами. 

Неожиданно пошел сильный ливень, переходящий в грозу, и практически все экскурсанты разбежались. Остался только экскурсовод и пять самых стойких экскурсантов под зонтами, среди которых была и я. Насквозь промокшие и озябшие, мы стояли и слушали историю храма. Неожиданно я обратила внимание на кирпичную стену, на которой висела большая икона неизвестного мне святого. Кто это был, я не могла предположить, она не была похожа ни на одну известную мне икону. 

Нам рассказали про храм, и мы собрались уходить, но я спросила экскурсовода: а что это за икона висит на стене? И он сказал: «Ой, простите, из-за дождя я совсем забыл рассказать!» И рассказал про Николая Григорьевича Григорьева, который был прихожанином, благотворителем и благоукрасителем храма Воскресения Христова в Кадашах. 

Меня эта история просто поразила: человек, который кормил Россию, который создал такое огромное колбасное предприятие, умер от голода и в наше время причислен к лику местночтимых святых! Я подумала, что в моем цикле про купцов обязательно нужно  будет уделить ему большое внимание и снять отдельную серию. 

А кирпичная стена, которую я приметила, оказалась стеной фабрики Николая Григорьевича. Эта фабрика вплотную прилегала к храму. Его икона и сейчас там висит.  

— Очень символично, что Вы узнали о нем через его икону, как будто он сам обратил свое внимание на Вас. 

— Да, я часто анализирую этот момент и думаю, что буквально одна-две минуты, и мы бы оттуда ушли, и пропустили такое сокровище. Это было в 2017 году. Тогда я снимала другие серии моего цикла. И только в прошлом году я доделала фильм о Николае Григорьевиче Григорьеве. Лидия Александровна Григорьева (его праправнучка) уже, наверное, и не верила, что я сниму этот фильм, но все с Божией помощью получилось! 

Обрели сокровище



— Как вы нашли его родственников, как убедили сняться в фильме?

— Контакты родственников Николая Григорьевича мне дали в храме в Кадашах. Я позвонила и сказала, что хочу снимать фильм про Николая Григорьевича, они очень обрадовались и согласились мне все рассказать. 

Лидия Александровна Григорьева и ее дочь Екатерина Махаева — потомки Николая Григорьевича по прямой мужской линии. Лидия Александровна — праправнучка Николая Григорьевича, ее дедушка был его внуком. 

Изначально до них дошли лишь обрывки семейных историй, о том, что у них в роду был некий прапрадедушка, который продавал пирожки в Охотном Ряду. Масштабов его предприятия они тогда не знали. Также они не знали о том, что произошло  с Николаем Григорьевичем после революции, о его трагической кончине. В советское время имя Николая Григорьева было полностью забыто и вычеркнуто из русской истории. 

Проявив интерес к судьбе Николая Григорьевича, Лидия Александровна и Екатерина стали собирать информацию просто «для себя» — им было интересно. Собирали материалы буквально по крупицам: работали в архивах, ездили на родину Николая Григорьевича под Углич. И когда они, как мозаику, собрали все материалы, получилась такая история, которую им захотелось рассказать людям!

Сейчас, благодаря их исследованиям, трудам и публикациям в журналах, имя Николая Григорьевича вышло из небытия. И уже экскурсоводы в Москве и в Угличе рассказывают про Николая Григорьевича на своих экскурсиях, в интернете появились статьи о его жизни, в музеях создаются стенды, снимаются фильмы. И все это благодаря деятельности двух людей, которые просто проявили интерес к своей родословной! 

Меня это очень вдохновило, и я сейчас снимаю небольшой фильм про то, как люди, просто заинтересовавшись историей своей семьи, могут обрести настоящее сокровище. 

— В каком состоянии находится храм, который построил Николай Григорьевич? Идут ли там сегодня службы?

— Храм святителя Николая Чудотворца в селе Сергиевском под Угличем требует ремонта. Но службы там идут — по определенным дням и праздникам. Служит настоятель отец Меркурий. Он тоже принимает участие в моем фильме. Могила Николая Григорьевича находится рядом с этим храмом.  




— Может ли феномен русского купечества повториться или это уже невозможно? 

— Этот феномен был основан на вере и благочестии наших предков — русских купцов. Он возник не сам по себе, его основой была вера во Христа. Поэтому мне кажется, что если мы будем идти в этом направлении, то, конечно, все может повторится. Хочется на это надеяться. 

— Планируете ли Вы продолжать цикл? 

— Конечно! Мой план еще не выполнен. Еще не всех героев я охватила, у меня перед ними долг. 

Я надеюсь, если Бог даст, снять еще пару серий — пока не буду говорить про кого. Но тоже очень хорошие люди! Очень надеюсь с Божией помощью продолжить мой цикл, так как я чувствую, что для меня это стало очень важным делом в жизни. 

Зарегистрироваться на вечер «Русский Иов. Жизнь и мученическая кончина святого Николая Григорьева» с просмотром фильма режиссера Элины Баклашовой (Малютиной) «Замоскворецкое купечество. Свет из сердца. Николай Григорьевич Григорьев».






Поделиться: