Главная / Новости / Павел Фаттахутдинов: «Я искал способ рассказать о своей любви»

Павел Фаттахутдинов: «Я искал способ рассказать о своей любви»


Режиссер документального фильма «Сны о России» поделился с «Киноканоном» сокровенными мыслями о дореволюционном укладе жизни и «великих умах» страны


Фильм режиссера из Екатеринбурга Павла Фаттахутдинова «Сны о России» был снят кинокомпанией «Снега» в 2018 году, а в ноябре этого года на XVI Международном благотворительном кинофестивале «Лучезарный Ангел» уже получил почетное второе место в номинации «Лучший документальный фильм». Торжественная церемония награждения победителей состоялась 7 ноября в зале «Жуков» московского кинотеатра «Поклонка».  До этого «Сны» уже были представлены на трех фестивалях - "Россия" в Екатеринбурге, "Святой Владимир" в Севастополе и  "Кунаки" в Нальчике, оба прошли в октябре. А в конце ноября ленту ждут еще две фестивальные площадки - "Радонеж" в Москве и "Свидание с Россией" в Вологде.

Документальный фильм "Сны о России" посвящен истории и современной жизни села Новиково (до 1917 г. Ново-Александровка) Тамбовской области. Здесь находится родовая усыпальница некогда знаменитого рода Новиковых-Киреевых.

Герои фильма - директор Мичуринского аграрного техникума Николай Поздняков, кандидат исторических наук Максим Медоваров, священник Павел Медведев обсуждают уникальный феномен Новиково как крупнейшего центра образования в дореволюционной России и судеб семейства Киреевых - Новиковых.

Речь идет о генерале Александре Кирееве, лидере позднего славянофильства, его сестре публицистке Ольге Новиковой, сыгравшей уникальную роль в русско-английских отношениях, ее сыне Александре Новикове - земском начальнике, городском голове, создателе нескольких школ и училищ, строителе грандиозного собора и самоотверженном благотворителе.
И, кажется, было это давно, но при ближайшем рассмотрении вдруг оказывается, что всё, чем жили Новиковы-Киреевы, актуально и сейчас. Не только для села, но и для всей России.
Не сон ли история нашего Отечества? Жива ли в России благотворительность, и какими путями сегодня может развиваться наша страна? Об этом Павел Фаттахутдинов рассказал в интервью сайту «Киноканон».

- Вы родились на Урале, а Ваш герой Александр Новиков – выходец с Тамбовской области. Урал и Тамбов – далекие соседи. Как Вы нашли эту тему и этого героя, а может, это они нашли Вас? Рассматриваете ли Вы «Сны» в ряду своих предыдущих работ или выделяете его по каким-то причинам?


 - Да, этот фильм я выделяю. Таких фильмов я не снимал. Кстати, так могу сказать про любой фильм, который снял в "Снегах". Но все-таки тут дело особенное. Поясню.
Я рос вполне счастливым советским ребенком, несмотря на то, что по матери происхожу из репатриантов из Китая.
То, что мне ребенку шепотом мать читала стихи Гумилева, других белых офицеров,
пела гусарские романсы, рассказывала о дореволюционной жизни забайкальских
казаков, воспринималось мною как сказки. Меня окружала другая - счастливая, веселая советская жизнь.
Постепенно только, через многие годы во мне созрела любовь к дореволюционному укладу жизни моих предков.
И эта любовь стала жечь меня изнутри. Особенно, когда матушка умерла.
Мне вдруг стали дороги простые вещи, которые некогда составляли смысл жизни
казаков - православие, самодержавие, народность. Вещи, над которыми сегодня смеется
образованный класс. Я стал искать способ рассказать о своей любви.
Как известно - пути любви затейливы.
Долго искал я единомышленников, но нашел в Facebook историка Максима Медоварова,
который стал сценаристом и указал на село Новиково.
С этого и начался фильм.
 - Как, на ваш взгляд, в современной России обстоят дела с благотворительностью? Есть ли такие люди, как Ваш герой Александр Новиков, и насколько значительна их прослойка? Играют ли они решающее значение в устройстве жизни в России?
 - Было время, когда для воцерковленного православного русского человека, промышленника или торговца, меценатство было естественно, как дыхание. Конечно, у каждого были свои особенности, но все были государственно мыслящими людьми, которые чувствовали себя частью народа, частью огромной страны. И таких людей было много.
     Сейчас мы живем в другом мире. Попытка сделать меценатство выгодным, то есть перевернуть сам смысл богоугодного дела с ног на голову, пока заметных результатов не дает. Но даже в самые тяжелые времена вспыхивают маяки, подобные нашему Александру Ивановичу Новикову, который делал добро по зову сердца.
У нас на Урале многие знают имя директора Верхнесалдинского титанового комбината В.В. Тетюхина, который на свои деньги построил землякам самую современную больницу, потратив на нее все свое состояние.
     Да, таких людей мало. Вырастить "социально ответственных" предпринимателей задача всего общества, в том числе и документалистов.

 - Представление о России как об отдельной цивилизации лейтмотивом звучит в Вашем фильме. Сейчас в обществе бытуют разные мнения относительно путей развития нашей страны – от «особого», «исконно сакрального» до общеевропейского, западного. Какой путь ближе лично Вам?
 - Мы живем в самой огромной стране в мире. Такой мы получили Россию из рук предков. И то, что Россия до сих пор жива, говорит о том, что страна наша, меняя названия, сохраняет чудесную жизнеспособность. Это, конечно, особенность. Такой она и должна остаться в веках. В этом состоит и завет наших предков. Я не только так думаю, я так чувствую и верю. 
     И фильм о славянофилах - это не расчет и не высказывание историка, а признание в любви к "отеческим гробам", к тем людям, которые жили в России до нас и отдали Отечеству все - талант, силы, жизнь. И рассуждения о том, в каком виде стране выгоднее существовать в современном мире, для меня неприемлемы. Для меня важно сохранить страну, "жила бы страна родная" ...
Я уже сказал, что отношение к России у меня от моей матери, она забайкальская казачка, ее семья ушла после революции 1917 года в Китай. В 1947 году они вернулись на Родину. Пережив чужбину, они узнали цену родной земли. Часть материнского чувства живет и во мне.
    Да, я вижу вокруг многое, что меня не устраивает как гражданина. Да, я хочу, чтобы Россия стала экономически независимой страной, чтобы в России развивалась промышленность, собственное производство, чтобы процветали наука и медицина, чтобы образование занималось воспитанием граждан России. Это задача всего общества.
   В том числе и документалисты должны внести свою лепту. Для меня она заключается в том, чтобы преодолеть отчуждение в молодых мозгах наших детей от собственной страны, от собственной истории. А преодолеть формальный, "административный патриотизм" можно, дав им в руки книги, например, Аксаковых... Да, даже, любого русского писателя - Тургенева, Толстого, Достоевского, Лескова ...
Разве можно, читая "Дворянское гнездо", "Севастопольские рассказы", "Подростка", "Идиота" или "Соборян" - не захотеть стать русским?!
   Да, хотелось бы, чтобы страна ставила перед молодыми людьми масштабные задачи.
 - Евангелие от Иоанна, слова Христа о зерне упавшем в землю, предваряют Вашу ленту. Что или кто могло бы стать таким зерном в новой России?
     - Евангельские слова, которые мы вынесли в эпиграф - это мечта, чтобы молодой человек, наш зритель, примерил их на себя. Можно просить и требовать, можно возмущаться, можно плевать на все, как поступают многие, и оставаться чужим в своей стране или мечтать ее покинуть - такую можно занять позицию. А можно отдавать себя, давать что-то людям и тогда невольно чувствовать, что страна твоя, что твои мозги и руки стране нужны...
Такие мечты, надежды.

- Один из ваших героев говорит, что «славянофилы – это люди, которые показывали, как надо жить со своим народом, чтобы избежать социальных потрясений». Сегодня градус недовольства социальной несправедливостью в стране вновь нарастает, поскольку между гражданами и властью нет диалога и нет понимания глубины насущных проблем россиян.  Как бы Вы сами ответили на вопрос: как сегодня власти надо жить со своим народом, чтобы избежать социальных потрясений?
- Дорогие мои! Есть власть. А есть вечная Россия. Это разные вещи. Смешение этих понятий задача политтехнологов и "бузотёров". Делается это в корыстных целях, это надо знать.
     Мы стараемся напомнить о вечном.
     Да, мне не нравится олигархический капитализм. Но еще больше мне не нравится состояние хаоса. 
     Да, мне не нравится многое из того, что делает правительство. А еще больше не нравится то, что не делает!
     Но это не повод ненавидеть Родину или ничего не делать.
- Патриотизм как служение народу и как служение госаппарату – чего сегодня больше? Как Вы можете охарактеризовать тот вид патриотизма, который внедряется сегодня на официальном уровне? Что для Вас патриотизм?
  - Я вижу, что всякое позитивное высказывание о истории России автоматом переносится на нынешнюю власть в стране. И вызывает протест. Это неправильно. Если не устраивает политический режим - это не повод ненавидеть Родину.
    Да, безответственной патриотической риторики много, она может раздражать.
    "Патриотизм как служение народу" - такого мало, слов больше!
    Но, повторюсь, это не повод, чтобы не любить Родину. А любить Родину можно, только узнав ее, а вот насаждаемое чувство отторжения к стране становится непреодолимым препятствием для молодого человека.
 - В Вашем фильме очень красивая природа. Это волшебство оператора или реальная картина?
   - Природа России самая красивая в мире! Я много ездил. И могу сравнивать. Таких красот, как в Сибири - Байкал, Лена, Ангара, а Алтай, а русский Север ... такой красоты нет нигде! Спасибо документальному кино, иначе я бы не узнал свою страну! 
Как можно описать медленное движение на пароходе по Лене, когда стоишь ночью на палубе под звездным небом, и вдруг видишь -  перед кораблем плывет медведь ...
Но и красоту нужно уметь снимать! Оператор - это сложная профессия. Особенно оператор документалист. Их становится все меньше.
 - От Вашего фильма о жизни в селе нет ощущения упадка: светлые люди, светлые, оптимистичные кадры, между тем как большинство сел и деревень в России находятся в страшном запустении. Что для Вас означает сон о России и насколько он реален?

  - Для нас сон - это прошлое, в котором были и могучие умы, и деятели. Дай Бог, чтобы этот сон стал явью.
     Да, деревня, по большей части, умирает. Но Новиково живо потому, что Александр Иванович Новиков вложил в село столько своей любви, что хватило на века.
     Нам бы так ...
 - Финальный кадр, когда батюшка садится в самолет и взлетает в небо, символичен, но при этом не банален, а неожидан, как он был придуман? Значит ли он, что Вы верите в Церковь как в силу, которая способна вывести нашу страну из кризиса?
     - Матушка моя была верующим человеком. И меня крестила и воспитала в уважении к Церкви и ее иерархам. И объяснила мне, что Церковь для того существует, чтобы прийти, исповедоваться и получить отпущение своих грехов. Своих! А не для того, чтобы критиковать священников! Постараться самому меньше грешить - вот моя мечта.
     Критиковать Церковь точно не первоочередная задача. Тем более документалистов.
     Да, я уверен, что Церковь это основа нашего государства. И что Россия находится под Божественным покровительством.
-  "Сны о России" прокладывают свой фестивальный маршрут уверенно, а будут ли показы на ТВ?
 - Основная площадка документального кино - фестивали. Телевизор все меньше интересуется документалистикой. Последняя картина кинокомпании "Снега", которую широко показали по ТВ, был сериал "Равная величайшим битвам" об эвакуации во время Великой отечественной.
Но о наших отношениях с ТВ говорено-переговорено тысячу раз! То, что мы сейчас имеем - дело вопиющее! Ситуацию надо менять!
 Беседу вела журналист Елена Балаян
 Ближайший показ фильма Павла Фаттахутдинова «Сны о России» состоится в рамках  XXIV Международного фестиваля кинофильмов и телепрограмм «Радонеж» 24 ноября 2019 года. Малый зал дома кино, начало сеанса в 16:00. Фестиваль проходит по адресу: Москва, Дом Кино, ул. Васильевская, 13 (м. Белорусская, Маяковская)



Поделиться:

Оставить комментарий