Главная / Новости / В Институте детства МПГУ показали художественный фильм «Со дна вершины» режиссера Тамары Цоцория

В Институте детства МПГУ показали художественный фильм «Со дна вершины» режиссера Тамары Цоцория


Комиссия «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» Союза кинематографистов России совместно с Центром кинопедагогики и медиакультуры МПГУ организовали второй показ х/ф «Со дна вершины» (2018 год, режиссеры Тамара Цоцория, Яна Поляруш и Константин Кутуев).  В этот раз картина была представлена студентам и преподавателям Института детства МПГУ 

Участниками дискуссии стали Тамара Цоцория (генеральный продюсер проекта, сорежиссер, сценарист, руководитель Рабочей группы Ассоциации социальных сподвижников Президента России «Культура и духовно-нравственное развитие»), трехкратный чемпион мира по паравелоспорту Алексей Обыденнов и Елена Кузнецова, член Комиссии «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино». Модератором встречи выступил Иван Иванович Козлов, директор Центра кинопедагогики и медиакультуры МПГУ.

Фильм основан на реальной истории преодоления. Герой фильма «Со дна вершины», Алексей Царев, по молодости-глупости полез на «канатку» и сорвался… Результат падения — ампутация обеих ног, результат после — паралимпийский пьедестал. Главную роль исполнили молодой актер Павел Шевандо и его дублер в сценах «без ног» — Сергей Александров, альпинист, входящий в состав Паралимпиской сборной РФ. 

Прототипом главного героя стал молодой паралимпийский чемпион Алексей Мошкин, который, лишившись обеих ног, смог вернуться в спорт. Такая сила духа и мужество способны вдохновлять других. В истории главного героя слышны отголоски судеб многих и многих людей, которым в своей жизни пришлось пережить острую боль, глубокое отчаянье, одиночество, потерю надежды. Елена Кузнецова поделилась со зрителями, что  во время одной из онлайн-трансляций с показом этого же фильма на сайте Творческой Лаборатории, к разговору присоединился инок Киприан. 

Потеряв в Чечне обе ноги, он вернулся в авиацию, а потом посвятил свой путь служению Богу. Сейчас уже в сане священника отец Киприан приходит в госпиталь к солдатам. «И на спортсменах-паралимпийцах тоже ответственность за поднятие духа, за пример, на который будут ровняться ребята, пришедшие из зоны военных действий». 

Герои фильма совсем юные, их истории близки и понятны студенческой аудитории.  Студентка Елена: «Я смотрела фильм дважды. После первого раза у меня возникло уважение к ребятам, гордость за них, их силу воли. А после второго просмотра я поняла, что этот фильм и про меня: мой брат попал в автомобильную аварию. Я не смогла сдержать слезы: вспомнила состояние родителей, когда они узнали об аварии, состояние брата, и все последующее… очень сильно все совпадало! Большое Вам спасибо за фильм!» 

О том, что эта картина каждый раз смотрится иначе, говорила и режиссер Тамара Цоцория: «Фильм неоднозначный и каждый раз, смотря его, открываешь что-то новое». Правды удалось  и благодаря пройденному создателями пути: сложностей было много, за каждую пядь приходилось сражаться, добывать каждый рубль. 

Однажды мы сели и исписали три страницы мелким шрифтом инстанциями и организациями, в которых нам отказали. Но дорогу осилит идущий. Если ты продолжаешь идти, то в конечном итоге количество переходит в качество! — рассказала Тамара Гурамовна. — Многое менялось в сценарии, но осталось центральное ядро: совсем юный человек, пройдя через много испытаний и терзаний, смог найти в себе силы вернуться в спорт и стать победителем. Мы вписывали истории реальных людей, один из которых Леша Обыденнов. Во время работы перевернулся мой мир, мое представление о людях». 

Ему и передали слово: «Как живут люди с инвалидностью, я знаю, это мой мир. К сожалению, до сих пор с советских времен, остается отношение к людям с ограниченными возможностями как к иждивенцам. Фильм же грамотно и красиво показал нашу настоящую жизнь, рассказал о нужных вещах правильными словами!»

Многие из выступавших говорили о том, что «Со дна вершины» эмоционально ни на минуту не отпускает до самого финала. Алексей отметил, что очень точно переданы переживания мальчика, его близкого круга друзей, родителей, реакции незнакомых людей, тех, кто уже пережил первый шок и пошел дальше. «К нам приходят ребята с потухшими глазами и не понимают, как дальше жить?! Мы своим примером помогаем собраться. Все в наших руках, даже если их нет. Не проходи мимо дверей, которые перед тобой открывает судьба», — поделился своим девизом по жизни Алексей Обыденнов. 

Фильм, который студенты МПГУ увидели 25 апреля, транслирует еще одну важную мысль: никто не застрахован от случайности, от травмы. Можно просто поскользнуться на улице и оказаться в инвалидном кресле. К слову сказать, сам Алексей до 14 лет был самым обычным парнем, мечтавшим поскорее окончить школу и стать водителем-дальнобойщиком. Оно бы так и стало, если бы друзья не взяли на слабо и не залез мальчишка на высоковольтный столб… Врачи спасли жизнь, но не руки… «На собственном опыте скажу, — делится Алексей, — очень правильная позиция тренера в фильме, родителей: не надо жалеть! Это последнее, что может быть! Подставлять плечо, поддерживать, советовать что-то — да! Но не жалеть!»

Заместитель директора Института детства Ирина Львовна Масандилова выразила благодарность и уважение героям и создателям фильма. И задала очень важный для будущих педагогов вопрос: где грань между жалостью и сочувствием? Алексей Обыденнов ответил, что грань эта тонка и увидеть, нащупать ее можно только пристально и с любовью наблюдая за своим ребенком, близким человеком: «Очень часто начинают так навязчиво, что это начинает вызывать отторжение. Я же сам понимаю, где я могу, где нет… Жалеть нельзя, надо любить! И нельзя давать расслабляться, иначе не будет прогресса, надо направлять, расти, требовать». 

И снова вопрос от студентки. Анастасия: «Читала книгу женщины, которая пережила Освенцим. У нее было заклинания: «если я переживу сегодня, я смогу пережить завтра». Был ли у вас свой слоган?» 

Алексей Обыденов: «Не было слогана, была вера в меня людей рядом. Со мной занималась очень хороший социальный работник-педагог. Она сказала: «Не переживай! Все у тебя будет хорошо! Доучишься в школе, поступишь в университет, реализуешься. Да, у тебя нет рук, но у тебя есть голова. Все зависит от того, как ты будешь воспринимать этот мир. Мы тебе поможем!» 

Я до того момента учился на одни тройки! Но меня так поразили и мотивировали ее слова, что два последних года я учился без передышки, на улицу выходил минут на 40 по расписанию. И закончил школу, и поступил в российский университет, закончил и преподавал там. Меня с первого дня поступления очень поддерживал своей верой ректор Василий Иванович Жуков. 

Потом я занялся спортом. Все преграды субъективны! Сейчас, возможно, вы мне не поверите, но я не хочу ничего менять в прошлом — у меня много планов на будущее!». Алексей добился успехов в плавании, выполнив норматив мастера спорта, стал чемпионом России и вошел в резерв паралимпийской сборной по плаванию, потом занялся велоспортом. Алексей счастливо женат и растит дочь.

А еще откровение рождает откровение. Иван Иванович Козлов поделился своей историей: «В 14 лет я оказался прикованным к кровати. Впереди были планы, поступление в университет…. Я знаю, что такое обездвиженность, и как преодолевать и постравматический синдром, и отношение мира к тебе. До этого я думал, что самое страшное — остаться на второй год. Мне тогда помогли педагоги. Их уверенность, их желание помочь мне сдать экзамены, вселили уважение к этой великой и благородной профессии и желание поступить на прославленный исторический факультет прославленного педагогического вуза. Учителя в меня верили, и я понимал, что если не я, то кто же?!» 

»В тяжелые минуты героя фильма посещают искушения, даже мысли о суициде, но только вера — прежде всего, в Бога, в Его помощь, а уже потом — в себя, помогают преодолеть то, что без Божьей помощи вынести было бы невозможно, — например, простить предательство и остаться другом», — добавила Тамара Цоцория. 

Во время работы над фильмом режиссер поддерживала глубокая вера в то, что это кино нужно зрителю. «Я понимала, что хочу донести мысль про истинные ценности, про что-то настоящее и вечное!». И это на 100 процентов получилось!  

Материал подготовлен Комиссией «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» Союза кинематографистов России     

Фото предоставлены Центром кинопедагогики и медиакультуры МПГУ






Поделиться: