В Кемерово более 700 студентов и учащихся стали участниками первого образовательного патриотического кинолектория
200 студентов-медиков в очном формате и более 500 обучающихся 23 образовательных организаций Кемеровской области и регионов России онлайн 10 сентября стали участниками первого образовательного патриотического кинолектория на площадке Кемеровского государственного медицинского университета (КемГМУ). Зрители посмотрели фильм «Пасха 45 года» и приняли участие в онлайн-встрече с его режиссером Борисом Кринициным, искусствоведом, профессором ВГИК Аллой Золотухиной и Николаем Чуйковым — внуком советского военачальника Василия Чуйкова, одного из героев фильма.
Основы патриотизма — из храма
Проект, приуроченный к 80-летнему юбилею Великой Победы, предполагает ежемесячный просмотр документальных фильмов с хроникой событий Великой Отечественной войны. В онлайн-диалоге принимают участие потомки знаменитых советских маршалов, деятели новой культуры, представители Союза кинематографистов РФ, лидеры общественного мнения Кузбасса.
Кинолекторий организован силами Комиссии «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» Союза кинематографистов России и Кузбасского регионального института развития профессионального образования (КРИРПО) при участии Фонда памяти полководцев Победы.
Модератор встречи методист центра методического сопровождения профессионального образования КРИПО Кристина Джус задала общее направление для обсуждения: Великая Отечественная война, исторические уроки, испытания, вызовы. Что позволило русскому народу стать победителем, как появились герои, что давало силы людям, столкнувшимся со страшными жестокостями фашизма.
— Великая Отечественная явила код русского, советского народа — его веру. Эта война стала Крестным путем, который завершился победой — народа, страны, победой и воскрешением веры. Единство народа послужило мощным толчком для возрождения нравственных основ в стране. В фильме, который мы сегодня смотрим, звучит: «Войны только начинают люди, а оканчивает их Сам Бог, который помогает правым». Сегодня, когда Россия снова сталкивается с испытаниями, мы должны понимать, верить и быть уверенными, что со всеми препятствиями, противостояниями и вызовами Россия справится.
Зампредседателя Совета по вопросам попечительства в социальной сфере Кузбасса Ирина Фёдорова подчеркнула, насколько важно именно сегодня возвращаться к осмыслению нашей истории, героизма, национальной гордости.
— В 90-е-2000-е происходила переоценка прошлого, а где-то и его очернение и забвение. Мы мало говорили о героях, изменили учебники истории и подходы к литературе, телепередачи стали развлекательными. Но последние два года перевернули наш взгляд и отношение к происходящему в России и мире. Появились люди, которые восстанавливают историческую память. Это и Движение первых, и волонтёры-юнармейцы, которые работают на раскопках в местах событий Великой Отечественной. Это и большая работа по сохранению памяти сегодняшних героев СВО. Это в том числе документальное кино, которое показывает нам то, что многие годы скрывалось.
Со слезами на глазах
Документальный фильм «Пасха 45 года» длится всего 30 минут. Но его уникальность невозможно переоценить: это редкая и даже ранее не опубликованная кинохроника военных лет. Фильм рассказывает о том, как фашистская Германия напала на нашу страну, которая объединилась в едином порыве на свою защиту. О том, как Православная церковь откликнулась на беду и вложила свои силы и средства. Но главное — это рассказ о победе.
Сборы на войну, человеческое горе, блокадный Ленинград, погибшие солдаты и младенцы, наступающие танки, разрушенные города, церковные службы, молитва верующих…. Само по себе это было бы, пусть уникальной, но просто кинохроникой. Но «Пасха 45 года» — настоящее кино со своей драматургией и героями.
Авторы пытались показать, прежде всего, духовный смысл страшных событий. Германия объявила войну советскому народу 22 июня — в день, когда празднуется память всех русских святых. В планах Гитлера была победа не только над страной, но и над всеми ее святынями, поругание и — как итог — сломленный дух. Особенно ярко виден символизм в том, что День Победы пришелся на 6 мая — Пасхальное воскресение и день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, который также является небесным покровителем маршала Победы Георгия Жукова.
— Когда я отбирал хронику для фильма, то, что я видел на экране, вызывало у меня ком в горле и слезы, — рассказал режиссер фильма Борис Криницын. — Тогда я понял, что главным содержанием моего фильма будет не тайна битвы под Сталинградом, не белые страницы истории, не чёрные пятна этой истории, а именно этот ком в горле. Слезы, которые наворачиваются на глаза, и есть смысл и содержание фильма. Многие люди, посмотревшие фильм, говорили мне об том, что чувствуют это, переносятся сердцем в то время, сопереживают тому, что видят на экране, этому горю, но и этой победе. Нет другого содержания. Если это доходит до зрителя, то моя цель достигнута.
Ничто не случайно
Сами того не осознавая, организаторы кинолектория еще раз подтвердили духовный символизм событий. Просмотр фильма и встреча с гостями произошла накануне 12 сентября — дня, когда в 1942 году маршалы Жуков и Василевский предложили Сталину план окружения и уничтожения немецких войск под Сталинградом.
Сталинградская битва — рубеж войны, когда решалось, что будет с русским народом, на запад или дальше на восток будет идти война. Именно 12 сентября главнокомандующим армии был назначен Василий Чуйков. От того, как будет сражаться его армия, в задачу которой входило не дать прорваться немцам до Волги, зависел исход этой грандиозной битвы и ход истории. 14 сентября, когда Церковь празднует церковное новолетие, началась великая битва, история ещё не знала таких кровопролитных сражений.
2 февраля 1943 года победа в Сталинградской битве была ознаменована не только митингом, но и молебном, первую свечу на котором зажег командарм, окопный генерал Василий Чуйков.
Именно Василий Чуйков выступает героем фильма «Пасха 45 года» в документальных кадрах, несет образ мужественного героя и победителя, всегда находится на передовой, в 300 метрах от линии огня, тогда как немецкое командование — за десятки километров от линии фронта. В фильме сын Василия Чуйкова Александр рассказывает, по воспоминаниям отца, как тот попал под бомбежку, стоя у незащищенного, открытого для обстрела здания. Три звена немецких штурмовиков получили задание разбомбить дом, в котором находился командарм Чуйков, целили именно в него. Чуйков, стоя у стены, даже не дрогнул.
По окончании налета оглянулся — стены нет. Захотел перекреститься — руки сжаты судорогой в кулак. Так кулаком и перекрестился. А в партбилете лежала молитва, которую перед уходом на фронт он получил от своей матери. Молитву эту Василий Чуйков пронес через всю войну и через всю жизнь. Он завещал похоронить его в Сталинграде на Мамаевом кургане в братской могиле с его солдатами.
Именно его внук Николай Чуйков стал гостем кинолектория. Николай Владимирович рассказал, что дед Василий Иванович был искренне верующим человеком, хотя в те годы гонений на церковь это могло стоить жизни. После войны дед с внуком даже ездили в Загорск в Троице-Сергиеву лавру, где Василий Иванович молился у мощей преподобного Сергия, хотя за это мог лишиться погон.
— Думаю, от деда, его матери пошла и наша вера, — отметил Николай Чуйков. — Вся моя семья церковная: мы с женой, дети, внуки. Основы патриотизма — из храма. Сегодня у многих людей это ослабло. Помочь могут в том числе и фильмы — «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Освобождение», «В бой идут одни старики» и многие другие.
По мнению киноведа, педагога, профессора ВГИК, члена Союза кинематографистов РФ Аллы Золотухиной, о Великой Отечественной войне снято много прекрасных фильмов — и документальных, и игровых. В 1960–70-е годы случился большой подъем кинематографа, снималось много фильмов — еще живы были очевидцы, кто-то из режиссеров воевал и сам. Главный секрет успеха фильмов «золотого фонда» — их драматургия. Выстроить эту драматургию в документальном кино непросто. Материала много, но часто он некачественный, пленка плохо сохранилась, съемки в условиях войны, к концу сражений уже и снимать было некому.
— В таких условиях значительная роль у автора документального кино, который создаёт интонацию, соединяет разрозненные кусочки, — отметила Алла Золотухина. — В фильме «Пасха 45 года» эта драматургия есть: точка начала войны и точка окончания — Пасха. Внутри нет актеров, вся драматургия строится на документальном материале. То, что вы видите сегодня, это уникальный материал. Здесь много фрагментов, которые на экране впервые, необычайно интересный угол зрения, под которым Борис Криницын показывает события с начала и до завершения — победы. Без мурашек и без слез смотреть невозможно.
Без веры нет победы
Руководитель отдела по делам молодёжи Кемеровской епархии иерей Михаил Пышинский, который также духовно окормляет КемГМУ, подчеркнул, что все войны в истории против нашего народа были нацелены на порабощение, в том числе и духовное. Отец Михаил отметил, что и советская власть в преддверии Второй Мировой войны совершила ошибку, начав искоренять веру ради насаждения своей идеологии. Но в ходе войны случился перелом, именно вера помогла стране победить фашизм, произошло возрождение.
— По сути, советская Россия существовала только благодаря подвигу людей, которые сохранили традиции, культуру, веру и память предков. Как только что-то начало отдалять нас от Церкви, веры и от Бога, стало крушиться государство. Так было и будет всегда.
Сам режиссер считает, что фильм о победе в трех главных смыслах.
— Приступая к работе, я не знал, как подступиться к теме, ведь Пасху 1945 года никто не снимал. Победа в войне была настолько ярким смыслом, что остальные отошли на второй план. Конечно, по воспоминаниям современников, и яйца красили на Пасху, и куличи пекли. Поэтому все ждали, что фильм будет об этой бытовой стороне религиозной жизни. Но я понял, что Пасха — это символ победы. Победы над фашистской Германией и ее союзниками. Победа Русской Православной церкви, гонения на которую прекратились именно в ходе страшной войны, духовная победа нашего народа. Победа над смертью. Потому что у Бога все живы.
Автор текста Екатерина Криволапова
Справка:
Организаторы кинолектория:
Комиссия «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» Союза кинематографистов России объединяет кинематографистов, чьё творчество утверждает традиционные для российского общества ценности, многонациональную отечественную культуру и веру в Бога. Это открытая общественная площадка, основная цель которой — взаимодействие кинематографистов и профильных кинофестивалей с представителями образовательных, социальных, благотворительных учреждений, государственных, общественных и церковных организаций.
Кузбасский региональный институт развития профессионального образования им. А. М. Тулеева (КРИРПО). «Региональный образовательный кинолекторий «Судьба и Родина едины!»
Фонд памяти полководцев Победы создан в 2002 году усилиями сыновей и внуков известных полководцев и военачальников Великой Отечественной войны с целью борьбы с фальсификацией истории, участия в патриотическом воспитании молодежи, приобщения молодежи к изучению истории страны, воспитания ценностного отношения к семье, обществу и государству. Фонд объединил потомков Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, А. М. Василевского, И. С. Конева, Л. А. Говорова, Р. Я. Малиновского, К. А. Мерецкова, С. К. Тимошенко, А. И. Антонова, И. Х. Баграмяна, В. Д. Соколовского, С. С. Бирюзова, В. И. Казакова, М. В. Захарова, В. И. Чуйкова и многих других.
Участники:
Джус Кристина Яковлевна — методист центра методического сопровождения профессионального образования КРИРПО.
Криницын Борис Григорьевич — режиссер, сценарист, член профсоюза художников-графиков, член Союза кинематографистов РФ, постоянный член жюри Международного фестиваля «Радонеж». С 1986 года работает в качестве сценариста и режиссера документального кино. Один из режиссеров, стоявших у истоков православного кино.
Золотухина Алла Николаевна — советский и российский киновед, педагог, профессор кафедры киноведения Всероссийского государственного института кинематографии (ВГИК), заслуженный работник культуры РФ, член Союза кинематографистов России, постоянный член жюри Международного кинофестиваля кинофильмов и телепрограмм «Радонеж». Тема кандидатской диссертации, защищенной в 1975 году, — «Героико-патриотическая тема в художественных фильмах о Великой Отечественной войне». Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством».
Пышинский Михаил — иерей, руководитель отдела по делам молодёжи Кемеровской епархии.
Федорова Ирина Федоровна — кандидат экон. наук, зам. председателя совета по вопросам попечительства в социальной сфере Кемеровской области — Кузбасса. Совет по вопросам попечительства способствует межведомственному взаимодействию различных институтов власти, общества, бизнеса.
Харламенков Евгений Иванович — кандидат технических наук, зам. декана по воспитательной работе лечебного факультета Кемеровского государственного медицинского университета.
Чуйков Николай Владимирович — президент Фонда сохранения исторической памяти имени маршала Советского Союза В. И. Чуйкова. Член президиума центрального совета Партии ветеранов России, член президиума Российской Технологической Академии Наук.