Главная / Новости / В Кемеровской области прошел семинар по кинопедагогике

В Кемеровской области прошел семинар по кинопедагогике



Как педагогам найти примеры, которые вдохновят детей на созидание, труд, любовь к ближним, семье, своему делу? Какие фильмы можно показывать в учебных заведениях, а какие нет? Как сделать просмотр фильма не пустым времяпровождением? Об этом поговорили 11 сентября на информационно-методическом семинаре по кинопедагогике для советников по воспитанию и кураторов учебных групп профессиональных образовательных организаций Кемеровской области.

Смотри — и учись

Семинар «Интеграция воспитательного потенциала культурного кластера в систему духовно-нравственного воспитания молодежи профессиональных образовательных организаций: кинопедагогика и медиакультура» организован Комиссией «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» Союза кинематографистов России и Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования (КРИРПО). 

Главной темой семинара стало кино как мощный инструмент духовно-нравственного воспитания и просвещения. Слушателями онлайн-формате стали 163 представителя профессиональных образовательных организаций Кемеровской области — Кузбасса.

Гости семинара — Елена Бондаренко (киновед, доцент кафедры киноведения ВГИК, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ), Ирина Дядченко (педагог, религиовед, продюсер документального и игрового кино, автор образовательного проекта «Берега»), Елена Алфёрова (режиссёр документального кино и телевидения, редактор телепрограмм канала «Культура», член Гильдии неигрового кино и телевидения, преподаватель детской киношколы, член отборочной комиссии кинофестиваля «Лучезарный ангел»).

Эксперты поделились своим видением, как сделать кино средством воспитания, и предложили примеры духовно-нравственного и просветительского кино, в том числе фильмов, прошедших высокую экспертизу конкурсов и кинофестивалей — «Радонеж», «Бронзовый витязь», «Лучезарный ангел» и др. — и ставших их победителями. Это рекомендованные и уже готовые к просмотру списки фильмов — педагоги могут руководствоваться ими в работе.

Кино как искусство отложенного действия

Елена Бондаренко заострила внимание на особенностях современной молодежи, выросшей в цифровой среде, обладающее своими идеалами, устремлениями и отношением к жизни. Если в советское время дети мечтали быть космонавтами, милиционерами, учителями, врачами, инженерами, то к 1990-м эти идеалы ушли, и на их месте образовалась пустота, а порой и криминальные ожидания. «Мои студенты заполняют анкеты, кем они мечтают стать. Сохранились анкеты из 90-х с пожеланиями стать „вором в законе“ и „работницей службы эскорта“, — поделилась Елена Анатольевна. — Эти анкеты — свидетельство, до чего мы можем дойти, если государство провозглашает свободу от внутренней политики по отношению к детям и молодёжи». 

Сегодняшние идеалы и устремления зачастую ограничены тремя сферами: карьера, еда и путешествия. Вожделенная профессия — блогер, рекламщик.

— Дети не представляют себе мира современных профессий, потребностей общества, — подчеркнула Елена Бондаренко. – Многое упущено, потому что в процессе воспитания не должно быть перерыва, а мы сделали огромный перерыв и теперь пытаемся, с одной стороны, начать все заново, с другой — в какой-то степени вернуться назад. Именно здесь нам может помочь кино, у кинопедагогики почти не тронутый воспитательный ресурс. Современные дети почти не знают, что такое настоящее кино, они лишь смотрят в кинозалах то, что считается искусством массового просмотра.

Елена Анатольевна сделала экскурс в советский кинематограф, упомянув «золотую коллекцию» 60-70-х — фильмы, проникнутые искренними, пронзительными нотами, в которых снимались актёры, прошедшие Великую Отечественную войну. Этому кино веришь. Именно в этом кино складывались образы, значимые для государства, личности и семьи — человека труда (тракториста, рабочего, интеллигента — честного, достойного), семьянина (мужчины, который обязательно должен влюбиться, построить семью).

Кино 2000-х годов — это уже вымышленные герои, рожденные во многом под влиянием Запада, где нет национальных героев, многое разрушительно, апокалиптично, гедонистично. Все это усиливается общественными процессами, которые формируют ценности, не способствующие созидательному отношению к обществу, стране, семье.

По мнению Елены Бондаренко, кинопедагогика — средство, которое необходимо использовать, чтобы начались перемены. Не сразу, не с мгновенным эффектом: кино — искусство отложенного действия. Кино позволяет сделать большой охват, дает большой заряд эмоций. В детстве увидел кадры, образ тронул душу — обязательно это запечатлеется, вспомнится, проявится, будут плоды во взрослой жизни. Кино способно сделать людей и общество умнее. Но и глупее — тоже.

Этот подход требует не разовых просмотров, но серьезной, методичной работы. Применять кинопедагогику необходимо осмысленно. Уже были попытки, которые, к сожалению, пока малопродуктивны. Причина — нарушенная методология.


Елена Бондаренко напомнила, что работа с фильмом обязательно состоит из трех частей
  1. подготовка восприятия
  2. просмотр фильма
  3. рефлексия-обсуждение

Педагог должен кратко предварить фильм, во время просмотра обязательно быть рядом и следить, чтобы дети не были предоставлены самим себе (читай — гаджетам). Третью часть часто выпускают, а она определяющая в педагогике: дети должны говорить. Пусть они спорят, не соглашаются, смеются, даже пока не признают этих ценностей. Но семя брошено, дети увидели, что есть другой мир, можно жить иначе. 

По мнению Елены Анатольевны, неэффективно и нежелательно работать с фрагментами. Должна быть целостная картина, только тогда художественный образ будет сильным, он не станет перевертышем, рискуя показать только одну из сторон проблемы, рискуя быть односторонним или пафосным. 

В условиях учебного заведения трудно работать с полнометражным кино. И здесь на помощь приходит короткий метр. Сегодня есть замечательные работы, которые интересно и легко показывают детям мир, где есть любовь, счастье, семья, Родина, друзья.

Елена Анатольевна предложила педагогам для работы два списка с фильмами. Первый включает в себя 602 фильма (рекомендованы Министерством Просвещения РФ). Второй — сборный: для курса «Семьеведение» и из конкурсных программ Всероссийского кинофестиваля «Человек, познающий мир». Фильмы старые и новые, советские и современные. Это большое подспорье, поскольку, по закону, далеко не все фильмы можно использовать для показа в школе, необходима работа по проверке и очищению прав на показ. Фильмы в списках — то, с чем можно (и нужно) работать.

— Думаю, следующий список, с которым мы будем работать, это список по профессиональной ориентации, — добавила Елена Бондаренко. — Будем подбирать картины, которые представлены на современных фестивалях, спектр которых очень богат.

Кинопедагогика начинается с жемчужин

Ирина Дядченко подчеркнула, что начинать заниматься патриотическим воспитанием в училищах и вузах поздно: ребёнок должен еще до поступления в учебное заведение воспитываться в определённой идеологии и быть наполненным. 

Ирина Николаевна назвала Министерство культуры министерством сохранения страны: оно дает нравственные ориентиры, зеленый или красный свет на показ определенных фильмов, и работы в этом отношении предстоит много. К сожалению, выходит в свет и представляется на фестивалях много фильмов, которые нравственно разлагают общество — причем, прекрасно снятых фильмов. 

Сегодня, когда в стране позволено быть в том числе и разрушающему кино, функцию нравственного регулирования, установления запретов или, напротив, поощрения во многом берут на себя кинофестивали.

Ирина Николаевна — автор проекта «Берега», который выполняет фильтрацию фильмов для фестивалей, создает методические пособия (например, две последних методических разработки сделаны по запросу государства: «К Родине великая любовь»). Среди фестивального кино есть настоящие жемчужины.


При отборе эксперты руководствуются четкими правилами:
  • Категорический запрет на искажение истории страны. 
  • Обязательное наличие положительного героя. Не только идеалы прошлых лет, но и современные.
  • Главный герой не должен быть «перевертышем» (например, из традиционного положительного героя делается отрицательный и наоборот).
  • Взрослый должен быть другом, а не врагом или негодяем.
Главные принципы отбора фильмов в воспитательных целях:
  • Важно не только что, но и как показано.
  • Сила созданного образа.
  • Обязательное разграничение добра и зла.

Отбор кино для показа в учебных заведениях сегодня очень актуален. Так, есть запрос и у Министерства просвещения РФ. Но это оказалось совсем не просто. Например, доцент кафедры мировой художественной культуры и хореографии Томского государственного педагогического университета, киновед Ада Бернатоните выпустила методичку только по одному фильму! «Александр Невский», реж. А. Эзенштейн, 1938 год. 

Его можно показывать в рамках разных учебных предметов — история, музыка, литература и др., для детей и взрослых разных возрастов. Все эксперты сходятся в том, что это — жемчужина кинематографа. А начинать кинопедагогику нужно именно с жемчужин.

Удачной признана структура для составления списков фильмов: необходимые, полезные и для приятного просмотра. Необходимые — фильмы, которые должны посмотреть все, это «золотой киноканон». Составить этот канон очень непросто, эксперты расходятся во мнениях. Но «Александр Невский» признан абсолютно всеми! В список обязательных Ирина Николаевна призвала включить и документальные фильмы как жизненно необходимые. В частности, фильм «Обыкновенный фашизм», 1965 года, некоторые современные фильмы режиссера Олеси Шигиной. 

— Антон Макаренко говорит о том, что невозможно воспитать мужественного человека, если не поставить его в условия, где он может проявить это мужество, — напомнила в завершении выступления Ирина Дядченко. - Кино помогает погрузить ребёнка в такую ситуацию, сопереживать происходящему на экране, это уникальный тренажёр для воспитания мужества.  А Сергей Эйзенштейн был уверен, что искусство дает возможность человеку через сопереживание эффективно проходить через великие душевные потрясения, осознавать героические поступки. Кино — удивительное средство воспитания, и без него нам сегодня уже не справиться.

Материал подготовлен Комиссией «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» Союза кинематографистов России.

Автор текста Екатерина Криволапова




Поделиться: