Главная / Новости / В Театре российской армии состоялась премьера спектакля «Сестры» по сценарию режиссера Олеси Шигиной

В Театре российской армии состоялась премьера спектакля «Сестры» по сценарию режиссера Олеси Шигиной



Премьера спектакля «Сестры» по сценарию фронтового режиссера-документалиста, поэта, идейного вдохновителя Международного передвижного фестиваля «Кино на службе Отечеству» Олеси Шигиной состоялась 19 сентября в Центральном академическом театре Российской Армии при переполненном зале. Заняты были не только кресла, но и места, где можно смотреть спектакль стоя. Форма и образы, выбранные для постановки, выводят за рамки формального слова «спектакль». Это высказывание, в котором жизнь, боль — и нет смерти. Хотя речь идет о судьбах, где есть место потерям. Женщины, которые отправили на фронт мужей, братьев, отцов. Женщины, которые потеряли близких, но не потеряли смысла. Эта пронзительная постановка о том настоящем, что есть в сердце каждого из нас — о любви. Любви к дорогим сердцу людям. Любви к Родине. Любви к Богу.
 
Гастрольный тур сентября:
23 сентября -Тихвин, Дворец культуры им. Н. А. Римского-Корсакова
25 сентября - Боровичи, Дом культуры АО «Боровичский комбинат огнеупоров»
27 сентября - Владимир, АРТ ХОЛЛ
30 сентября - Тверь, Тверской Областной Дворец культуры «Пролетарка»

Продолжительность спектакля: 1 час 20 минут. 12+


Авторская идея и сценарий спектакля родились у Олеси Шигиной во время съемок на фронте и в тылу, а также из разговоров с солдатами и их семьями. Спектакль стал логическим продолжением документальной киноэпопеи «Отважные», которая эмоционально пробуждала зрителей в десятках регионов России. 

Режиссёр – фронтовик с позывным Небесный Пересвет. Боец, сменивший во время своей земной войны позывной с «Беса» на «Небесного Пересвета», теперь присоединился к воинству Небесному. 

Проект реализуется при поддержке Президентского Фонда Культурных Инициатив.

«Сестры» как документальный спектакль раскрывает несколько женских образов: матери, воспитавшей героя, женщины, умеющей любить и ждать даже тогда, когда встреча возможна только на небесах, матери, отдающей свою любовь не только сыну по крови, но всем ребятам-бойцам, которые становятся и ее детьми...

Героини едут на фронт, везут гуманитарную помощь, поют для ребят, пишут их портреты… Каждая проживает свою личную историю которая раскрывается в документальном монологе как сердечная боль и глубина. Именно это роднит героинь и делает их сестрами: не по плоти, но по духу. Все сестры разные - по возрасту, национальности, характеру, - но всех роднит воля к Победе, умение любить, преданность Отечеству и семье.

 

Еще до начала спектакля нас встретила у входа Аида Караханова (Примова), социальный координатор филиала фонда «Защитники Отечества» в Республике Дагестан, мать Героя России Руслана Примова, ставшая одним из прообразов постановки. Вся в черном, но удивительно светлая. Сын — ее любовь и гордость. Спасший многодетную семью при штурме Азовстали. Памятник Руслану теперь встречает ребят, идущих в школу в родном дагестанском селе.

Здесь же в зале и другие женщины — прообразы главных героинь спектакля. Их судьбы проходят через всю постановку. Невымышленные, настоящие, живые. Сразу после спектакля на сцене актеры впервые встречают своих героинь лично. Это очень трудно — играть того, кто смотрит на тебя из зала, — говорит Олеся Шигина, — чью боль нужно принять как свою. Олеся не просто сценарист, она тоже одна из сестер: ее сын ушел на фронт прямо из одного из лучших вузов страны. Он тоже был в зале, как и другие бойцы, кто вернулся домой.

Само действие будто изымает нас из времени. Мы знаем, что все это здесь, сегодня, сейчас: герои пользуются смартфонами, современной техникой, на экране идет документальная хроника (снятая Олесей Шигиной). Но если бы не техника, все это могло бы быть и вчера, и в Великую Отечественную, да и в любую другую эпоху. Потому что в такие предельные моменты становится неважно, в каком ты времени; то, что в сердце, внутри, оно вне времени — добро, верность, честность, помощь, любовь. Обо всем этом и стихи, и песни, которые сопровождают героев. 

Очень трогательные песни и музыка — мы слышим разные музыкальные инструменты: баян, пианино, скрипка. А в финале — целый хор (Православный хор и ансамбль инженерных войск Вооруженных сил РФ «За веру и Отечество»).

Но разве не так устроена жизнь духа — здесь и сейчас, вне пространства и времени, с острым чувством того, что это и есть настоящее, только так и есть смысл жить? Это и есть та жизнь духовная, в которой существует Человек с большой буквы. В этой жизни есть боль, но именно в ней человек чувствует себя живым и настоящим. 

— Я буду радоваться! — говорит одна из героинь со сцены. Потому что именно этого хочет любимый человек, которого теперь нет рядом. Но ведь это не навсегда, это временно, и именно об этом напомнил хор, исполнив в финале тропарь Пасхи о воскресении.

Сама Олеся Шигина считает, что главная задача — показать, что мы все вместе. Что сыновья, братья — они не чьи-то, а все наши: «Люди начинают включаться и понимать, что чужая боль — это не чужая боль. Это боль родных наших людей, соотечественников, что все мы — одна большая семья. И нельзя думать только о своем насущном, сегодняшнем. Это утопия, ведущая в никуда. И сегодня, когда зал был переполнен, когда зал дышал спектаклем — для меня это важнейшая победа на культурном поле».

То, что зал не вместил всех желающих, лишь подтверждает, что люди ждут, нуждаются именно в таком содержании. И не просто люди, а вся страна. Пока постановка запланирована в трех регионах: в Твери, Новгородской и Ленинградской областях.

Текст — Екатерина Криволапова

 
Олеся Шигина — режиссер-документалист, поэт, руководитель культурных проектов Комитета семей воинов Отечества, глава организационного комитета фестиваля «Кино на службе Отечеству. В качестве автора сняла ряд документальных фильмов, в том числе из зоны СВО.



Поделиться: