Студенты МПГУ обсудили фильм «Демократический фашизм» с режиссером Татьяной Борщ
25 октября в Московском государственном педагогическом университете состоялся очередной кинопоказ в рамках сотрудничества Центра кинопедагогики и медиакультуры МПГУ и Комиссии «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» Союза кинематографистов России. Дискуссионный клуб, на котором был представлен фильм режиссера Татьяны Борщ «Демократический фашизм», стал завершением Круглого стола «Кинематограф в образовательном пространстве: ретроспективный анализ» (как часть конференции «История сегодня: векторы формирования профессиональной идентичности и культуры учителя»).
Демократический фашизм, 2021, Россия, документальный, 55 мин. Автор сценария и режиссёр: Татьяна Борщ. Производство: ООО «Астра-Арт» по заказу Russia Today.
Фильм рассказывает об истинных корнях нацизма и фашизма. В современном западном мире принято считать, будто нацизм Гитлера — явление нетипичное для стран демократической Европы. Доктрина фюрера о расах высших и низших якобы, появилась в Европе случайно, в результате неудачного стечения обстоятельств. И никаких предпосылок для этого не было. Но в предвоенном колониальном мире, который западные державы разделили между собой, порядки были примерно такие же, как и в Гитлеровской Германии. (План ОСТ). В фильме проводится анализ и нынешнего неоколониального мира. Съемки фильма велись в США, Великобритании, ФРГ, Сербии.
Татьяна Борщ — режиссёр-документалист, за 18 лет работы сняла более 140 фильмов. В числе последних — пять фильмов о Донбассе, все их режиссер снимала лично на освобожденных территориях.
Режиссер рассказала о том, что фильм «Демократический фашизм» был показан во многих странах по инициативе самих этих стран. На телеканале Russia today он прошёл на разных языковых площадках: на английском, русском, испанском, арабском и немецком языках.
— Фильму три года, — рассказала Татьяна Борщ. — Когда он снимался и вышел на экраны, СВО еще даже не началась. Но я снимала на Донбассе и уже видела, что там происходит: бомбежки, постоянная стрельба, беззащитные люди. Я хотела показать корни враждебности, с которой мы столкнулись.
Татьяна пояснила, что в «Демократическом фашизме» намеренно не снимала российских историков и политологов, все эксперты в фильме — иностранные. Это было сделано намеренно: чтобы показать, что и на Западе многие понимают истоки национализма.
— В рамках своих политических фильмов я часто сталкиваюсь не только с доброжелательно к нам настроенными людьми, а людьми, которые к нам относятся очень плохо, — отметила Татьяна. — Мне всегда интересно, почему. В поисках ответов я убедилась, что с позиции дипломатии с западными политиками разговаривать бессмысленно: они не принимают рациональных аргументов, некоторые исторические факты для них просто не существуют. С ними можно разговаривать только с позиции силы — в том числе по этой причине началась СВО.
На показанный до начала СВО фильм было много отзывов из разных стран: Америки, Испании, Турции… Фильм был показан на сербском и турецком телевидении по собственной инициативе этих стран. А итальянцы сами перевели два фильма Татьяны о Донбассе и организовали показы, в момент которых украинцы вели осаду залов, чтобы сорвать сеансы.
— Россия никогда не уничтожала народы, — подчеркнула Татьяна. -Многие народы сами просили, чтобы Россия взяла их под свою защиту, и они в составе Российской империи сохранили свою национальную идентичность. Что отличается от западного подхода, который преследует свои, враждебные странам, куда Запад вмешивается, интересы.
Татьяна ответила, что делала много подобных записей на Западе, и в ходе интервью и простые люди, и даже историки демонстрировали свою шокирующую историческую безграмотность
Завершая встречу, ее модератор, советник при ректорате МПГУ, директор Центра кинопедагогики и медиакультуры МПГУ, к. фсф. н., доцент кафедры философии Института социально-гуманитарного образования МПГУ Иван Козлов отметил важность того, что подобные документальные фильмы построены именно на исторических документах, и это повышает доверие к материалу.
— Не надо думать, что это нас не касается, что мы живём в теплом, замечательном, хорошем месте, а плохо где-то там, далеко, — подчеркнул Иван Козлов. — Наш диалог интересен в том числе тем, что вы посмотрели документальное кино, где проведены параллели с современными событиями.