Главная / Новости / Студенты и преподаватели МПГУ обсудили фильм «Фёдор Достоевский»

Студенты и преподаватели МПГУ обсудили фильм «Фёдор Достоевский»


Магистранты, аспиранты и преподаватели Института филологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ) посмотрели и обсудили документальный фильм »Федор Достоевский» (реж. О. Нифонтова). Кинопоказ прошёл на площадке университетского киноклуба в рамках сотрудничества Комиссии духовно-нравственного и просветительского кино Союза кинематографистов РФ и Центра кинопедагогики и медиакультуры Московского педагогического государственного университета (МПГУ). 

Автор фильма  кинорежиссёр, сценарист, член Союза кинематографистов России, преподаватель кафедры режиссуры кино и телевидения Института современного искусства Ольга Нифонтова перед кинопоказом представила свою картину:

— Сегодня у меня спросили, люблю ли я этот фильм? Да, люблю, потому что любое дело и его результат, которое ты делаешь, ты начинаешь любить, когда в это погружаешься. Томас Манн точно сказал о Достоевском, что он был человеком без кожи, так тонко он всё воспринимал. Часть своей кожи и ты снимаешь, когда соприкасаешься с ним, начинаешь звучать с ним на одной струне. Тогда я почувствовала, что такое жить какой-то темой. Тема, которую подарил мне Фёдор Михайлович, — отношение к Пушкину, к пониманию, что такое русский художник и тайна русской души.

Фильм о Фёдоре Достоевском начинается словами: «Один из самых читаемых в мире, его называли великим фантастом, пророком, юродивым, человеком без кожи, каждое слово которого  нерв, каждый образ  шаг к неустанному поиску смысла жизни. Ему дано было тронуть в душах читателей те струны, что настроены на тональность добра, справедливости, совести».

Картина построена на фактах из биографии писателя, письмах родным и друзьям, отрывках из главных произведений Достоевского и их экранизаций, воспоминаниях его современников.

Писатель или пророк?

Зрители были тронуты глубиной и эмоциональностью фильма и по окончании просмотра охотно делились своими мыслями. 

— Мне кажется, свою сверхзадачу фильм выполняет: знакомит зрителя не только с биографией Достоевского, но и с личностью писателя, с тем, что, что он из себя представлял как человек…»,  отметил один из студентов.

Профессор, зам. директора по научной работе Института филологии, доктор филологических наук Игорь Урюпин подчеркнул: 

— Хоть вы и сказали, что этот фильм снят более 10 лет назад и многое с тех пор изменилось, но те константы, те вечные узловые моменты, которые волнуют русского человека, они всегда неизменны. Вы обозначили в фильме эти болевые моменты, чрезвычайно важные для нашего национального самосознания, для нашей культуры и нашего духовного поиска.

Студент 1 курса магистратуры Даниил Пинчев поделился своими впечатлениями и задал вопрос режиссёру:

— Когда я смотрел картину, как у человека верующего у меня были мысли о религиозности Достоевского, о том, как формировалась его вера в Бога, как он её потерял и вновь обрёл. И я хотел бы понять, для Вас Достоевский, прежде всего, писатель или пророк?

Ольга Нифонтова ответила не задумываясь: »Когда входишь в храм, ты как будто попадаешь домой, возникает ощущение родства. И когда ты общаешься через строки, через слово с верующим человеком, возникает особый контакт, иногда это невозможно передать словами. Для меня Достоевский — родной человек. Но, безусловно, Достоевский — пророк. Мы больше и больше убеждаемся в этом. Практически всё, что он говорил — это провидение будущего».

Завкафедры всемирной литературы МПГУ, доктор филологических наук Марина Никола искренне поблагодарила создателей фильма: 

 Фильм замечательный. Я «прожила» его в полном очаровании и неослабном внимании. Гармония видеоряда и текста удивительная, потрясающая. И хотя мы столько знаем о Достоевском, мы заново смогли пережить многие моменты и заново задуматься. Я очень благодарна, что вы упомянули в фильме Даровое. Когда я побывала в родовом имении Достоевских и почитала то, что он писал там, я поняла, что ему в жизни удалось многое пережить благодаря тому что с детства он соприкасался с землёй. Это дало писателю жизненную силу. Его многотрудная жизнь и такая сложная натура со многим справилась благодаря земле и вере. В вашем фильме это хорошо прочитывается, когда мы видим эпизод, где Алёша Карамазов падает на землю, а потом встаёт совершенно другим. Здесь столько молодых лиц, которым предстоит ещё эта многотрудная жизнь. Через этот фильм они могут почувствовать, как это важно со своей родной землёй, с природой иметь эту внутреннюю связь и обрести веру. 

Елена Позднеева, магистрант института, одна из сотрудников Центра русского языка и культуры имени А. Ф. Лосева обратила внимание на то, что фильм оставляет после себя удивительно светлое ощущение, даже несмотря на то, что судьба Достоевского трагична.

 Наверное, непросто было браться за такой фильм, зная биографию Достоевского? Какие у вас были ощущения, что было трудно?

— Главное для меня в создании фильма — подготовительный этап. Месяца три я выписывала всё о Достоевском по важным для меня темам. Вот его детство, вот он в Санкт-Петербурге, вот — любовь… Потом я между этими стопками листов ходила и думала, как связать одно с другим. Потом подбирался изобразительный ряд, набирались отрывки из фильмов, сканировались изображения — нужно было выбрать ключевые образы. Это скрупулёзная работа, но и фантастическое удовольствие — копаться в мыслях писателя, в его откровениях, которые помогают тебе жить. Вы верно подметили, что после просмотра фильма на душе светло. Потому что у Достоевского всё пронизано любовью к человеку. И музыка, конечно, играет свою роль. Я сказала музыкальному оформителю Людмиле Волковой, что должна звучать классика.  Она композитор, тонко чувствует музыку, хорошо образована и справилась с этой задачейМузыкальный ряд очень важен. Подобно тому, как мы воспринимаем мир из составных частей (слышим, видим, чувствуем), так и в фильме нужна вся эта совокупность. Большое режиссёрское удовольствие соединять воедино эту мозаику! 

Автор: Надежда Белоус




Поделиться: