Студенты и преподаватели МПГУ обсудили фильм «Фёдор Достоевский»

Магистранты, аспиранты и преподаватели Института филологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ) посмотрели и обсудили документальный фильм »Федор Достоевский» (реж. О. Нифонтова). Кинопоказ прошёл на площадке университетского киноклуба в рамках сотрудничества Комиссии духовно-нравственного и просветительского кино Союза кинематографистов РФ и Центра кинопедагогики и медиакультуры Московского педагогического государственного университета (МПГУ).
Автор фильма — кинорежиссёр, сценарист, член Союза кинематографистов России, преподаватель кафедры режиссуры кино и телевидения Института современного искусства Ольга Нифонтова перед кинопоказом представила свою картину:
— Сегодня у меня спросили, люблю ли я этот фильм? Да, люблю, потому что любое дело и его результат, которое ты делаешь, ты начинаешь любить, когда в это погружаешься. Томас Манн точно сказал о Достоевском, что он был человеком без кожи, так тонко он всё воспринимал. Часть своей кожи и ты снимаешь, когда соприкасаешься с ним, начинаешь звучать с ним на одной струне. Тогда я почувствовала, что такое жить какой-то темой. Тема, которую подарил мне Фёдор Михайлович, — отношение к Пушкину, к пониманию, что такое русский художник и тайна русской души.
Фильм о Фёдоре Достоевском начинается словами: «Один из самых читаемых в мире, его называли великим фантастом, пророком, юродивым, человеком без кожи, каждое слово которого — нерв, каждый образ — шаг к неустанному поиску смысла жизни. Ему дано было тронуть в душах читателей те струны, что настроены на тональность добра, справедливости, совести».
Картина построена на фактах из биографии писателя, письмах родным и друзьям, отрывках из главных произведений Достоевского и их экранизаций, воспоминаниях его современников.
Писатель или пророк?
Зрители были тронуты глубиной и эмоциональностью фильма и по окончании просмотра охотно делились своими мыслями.
— Мне кажется, свою сверхзадачу фильм выполняет: знакомит зрителя не только с биографией Достоевского, но и с личностью писателя, с тем, что, что он из себя представлял как человек…», — отметил один из студентов.
Профессор, зам. директора по научной работе Института филологии, доктор филологических наук Игорь Урюпин подчеркнул:
— Хоть вы и сказали, что этот фильм снят более 10 лет назад и многое с тех пор изменилось, но те константы, те вечные узловые моменты, которые волнуют русского человека, они всегда неизменны. Вы обозначили в фильме эти болевые моменты, чрезвычайно важные для нашего национального самосознания, для нашей культуры и нашего духовного поиска.
Студент 1 курса магистратуры Даниил Пинчев поделился своими впечатлениями и задал вопрос режиссёру:
— Когда я смотрел картину, как у человека верующего у меня были мысли о религиозности Достоевского, о том, как формировалась его вера в Бога, как он её потерял и вновь обрёл. И я хотел бы понять, для Вас Достоевский, прежде всего, писатель или пророк?
Ольга Нифонтова ответила не задумываясь: »Когда входишь в храм, ты как будто попадаешь домой, возникает ощущение родства. И когда ты общаешься через строки, через слово с верующим человеком, возникает особый контакт, иногда это невозможно передать словами. Для меня Достоевский — родной человек. Но, безусловно, Достоевский — пророк. Мы больше и больше убеждаемся в этом. Практически всё, что он говорил — это провидение будущего».
Завкафедры всемирной литературы МПГУ, доктор филологических наук Марина Никола искренне поблагодарила создателей фильма:
— Фильм замечательный. Я «прожила» его в полном очаровании и неослабном внимании. Гармония видеоряда и текста удивительная, потрясающая. И хотя мы столько знаем о Достоевском, мы заново смогли пережить многие моменты и заново задуматься. Я очень благодарна, что вы упомянули в фильме Даровое. Когда я побывала в родовом имении Достоевских и почитала то, что он писал там, я поняла, что ему в жизни удалось многое пережить благодаря тому что с детства он соприкасался с землёй. Это дало писателю жизненную силу. Его многотрудная жизнь и такая сложная натура со многим справилась благодаря земле и вере. В вашем фильме это хорошо прочитывается, когда мы видим эпизод, где Алёша Карамазов падает на землю, а потом встаёт совершенно другим. Здесь столько молодых лиц, которым предстоит ещё эта многотрудная жизнь. Через этот фильм они могут почувствовать, как это важно со своей родной землёй, с природой иметь эту внутреннюю связь и обрести веру.
Елена Позднеева, магистрант института, одна из сотрудников Центра русского языка и культуры имени А. Ф. Лосева обратила внимание на то, что фильм оставляет после себя удивительно светлое ощущение, даже несмотря на то, что судьба Достоевского трагична.
— Наверное, непросто было браться за такой фильм, зная биографию Достоевского? Какие у вас были ощущения, что было трудно?
— Главное для меня в создании фильма — подготовительный этап. Месяца три я выписывала всё о Достоевском по важным для меня темам. Вот его детство, вот он в Санкт-Петербурге, вот — любовь… Потом я между этими стопками листов ходила и думала, как связать одно с другим. Потом подбирался изобразительный ряд, набирались отрывки из фильмов, сканировались изображения — нужно было выбрать ключевые образы. Это скрупулёзная работа, но и фантастическое удовольствие — копаться в мыслях писателя, в его откровениях, которые помогают тебе жить. Вы верно подметили, что после просмотра фильма на душе светло. Потому что у Достоевского всё пронизано любовью к человеку. И музыка, конечно, играет свою роль. Я сказала музыкальному оформителю Людмиле Волковой, что должна звучать классика. Она композитор, тонко чувствует музыку, хорошо образована и справилась с этой задачей. Музыкальный ряд очень важен. Подобно тому, как мы воспринимаем мир из составных частей (слышим, видим, чувствуем), так и в фильме нужна вся эта совокупность. Большое режиссёрское удовольствие соединять воедино эту мозаику!
Автор: Надежда Белоус