Главная / Новости / Ольга Нифонтова: «В фильме о Блоке должен звучать сам поэт»

Ольга Нифонтова: «В фильме о Блоке должен звучать сам поэт»


Студенты, магистранты и преподаватели Института филологии Московского педагогического государственного университета с большим интересом посмотрели документальный фильм об Александре Блоке «Человек-эпоха». На встрече присутствовала режиссёр фильма Ольга Нифонтова. Она рассказала о картине, а по окончанию просмотра ответила на вопросы зрителей. Модератором встречи выступила ведущий специалист Центра кинопедагогики и медиакультуры МПГУ Арина Захарова.

Дискуссионные киноклубы на площадке МПГУ проходят уже больше года в рамках сотрудничества Центра кинопедагогики и медиакультуры университета с Комиссией духовно-нравственного и просветительского кино Союза кинематографистов России. 

Директор Института филологии, завкафедры русской классической литературы, доктор филологических наук Елена Чернышева представила режиссёра и напомнила собравшимся о том, что в ноябре в МПГУ состоялся показ другой картины Ольги Нифонтовой «Фёдор Достоевский».

— Как автор главы в школьном учебнике, посвященной Федору Михайловичу, я многое знаю о личности Достоевского, его биографии и творчестве. Но меня глубоко поразило, как был представлен Достоевский в этом фильме. Сочетание исторической, литературной основы, культурного контекста той эпохи, поразительной личности автора  всё это сделало фильм уникальным, выверенным и целостным. В отличие от многих документальных и художественных работ, которые мы видели, здесь Достоевский предстал цельной личностью со своими абсолютными ценностями, прежде всего, христианскими. Достоевский  писатель, который чувствовал и понимал природу человека глубже, чем все остальные, противоречивую природу, мечущуюся. И всегда жил с думой о России. Ольга Глебовна сумела передать это. То, что мы увидели – заворожило нас, экранное событие превратилось в важно событие для каждого. По окончании просмотра у нас разгорелся сущностный и глубокий диалог.   Уверена, что и сегодня вы увидите Блока с новой стороны, откроете его для себя.

«Музыка» Александра Блока

Ольга Нифонтова – кинорежиссёр, сценарист, преподаватель кафедры режиссуры Института современного искусства. В её фильмографии более 25 документальных фильмов, десятки кино и видеосюжетов для альманахов на разные темы.  Фильм «Человек-эпоха» вышел в 2009 году. Представляя картину, режиссёр подчеркнула:

— В фильме насыщенное изображение, там нет дикторской озвучки, только тексты самого Блока и его стихи.  Это сознательное решение. В рассказе о поэте должен звучать сам поэт. Тем более, что Блок – это музыка: не читая его стихов, невозможно понять, что за человек он был. А как понять, талантлив, гениален поэт, художник или нет? Ответ на этот вопрос, я думаю, очень простой: талантливый человек, его творчество актуальны всегда, в любой время. Когда бы он ни создал своё произведение, пройдут столетия, оно будет актуально, будет трогать душу человека. Блок в своих мыслях, искренних субъективных высказываниях очень узнаваем, близок и понятен всем нам. Как и все мы, он пытается разобраться в том, что происходит вокруг, в своём предназначении, во времени, свидетелями которого он был. 

Ольга Глебовна обратила внимание студентов на несколько моментов, которые важны в восприятии картины о Блоке. По её мнению, фильм — это поток сознания, попытка озвучить переживания Блока по поводу событий, попытка передать атмосферу тех мест, где он жил (его квартира в Петербурге, Шахматово, где он провёл много времени). Его особое ощущение природы как продолжения его комнаты. И перекличка в письмах с женой, когда они пишут, как бы подхватывая мысли и мимолетное настроение друг друга. В фильме также уникальное звуковое оформление, выполненное Еленой Волковой: все музыкальные части драматургически осмыслены. Режиссёр уверена, что в истории про Блока это очень важно, потому что он был звучащим и очень музыкальным человеком.

Просмотр фильма «Человек-эпоха» дал зрителям много поводов для рефлексии. Высказаться хотели все: и преподаватели, и студенты. 

Образы и цитаты

Молодых людей интересовали детали фильма, почему именно Блок был выбран в качестве героя фильма, как шла работа над изобразительным рядом.

— Всё просто, сказали, «надо сделать фильм про Блока» — и я согласилась, — рассказала режиссёр. — А потом шаг за шагом прониклась. Фильмы о людях так устроены, что герой всегда становится близким, родным человеком, хочется не оправдать его, а осмыслить, понять причины, почему так случилось в его жизни, но не судить. Ты проживаешь судьбу этого человека, между вами возникает особый символизм. Я постаралась передать его в картине через изобразительный ряд. Например, в одном из кадров было аллегорическое изображение Христа с фонарём. Сначала меня просто зацепила эта картина, рядом пейзажи – двор монастыря тоже с фонарем, а потом это напомнило цитату из Откровения Иоанна Богослова: «Се, стою при дверях и толку», то есть Христос ходит, стучится в дверь человеческих сердец, давно заросшую. Это накладывается на слова Блока о том, что он прибегает к символам. И это получается само собой, понимаете? Я не выстроила это сознательно, рационально. Так выходит, когда ты полностью погружаешься в материал. 

В фильме много раз появлялось павлинье перо. Какое значение Вы вкладывали в этот образ?

 Это образ с картины Михаила Врубеля «Демон». Если вы посмотрите на неё вблизи, то увидите, что полотно усеяно павлиньими перьями. Это символ демонического начала, которое будоражило умы, присутствовало в атмосфере того времени, но Блок сожалел впоследствии об этом увлечении. 

— Почему Вы выбрали способ подачи материала, где нет литературного комментария, дидактики, а звучит только «голос» писателя – его стихи и проза?

 У киноискусства своя специфика. Оно даёт возможность более тонко, изощренно показать жизнь, как мы её воспринимаем – через сочетание изображения, слова и звука. 

Литературный комментарий за очень редким исключением носит казённый характер, и это не цепляет зрителя. Лучше самого писателя или поэта никто о нём самом не расскажет. Конечно, непросто выстроить фильм на одних цитатах и произведениях. Это большой труд авторский, режиссёрский. Сначала на бумаге надо выстроить последовательную историю, потом – в изобразительном плане. Это очень ответственно. В фильме нет ни одного проходного кадра и я, даже спустя много лет (а фильм создан в 2008 году) могу объяснить, почему там присутствует то или иное изображение, какой смысл оно несет. Важно, чтобы в монтаже музыка, стихи, изображение – всё ритмически грамотно было выстроено, такое хитрое плетение... 

Елена Чернышова обратила внимание студентов на изобразительный и ассоциативный ряд фильма и поделилась своим прочтением некоторых символов.

— Фильм наполнен символическими образами. Мы видим решётку или некую ограду. Наплывает образ танцующих балерин. А потом идёт материал, рассказывающий о жизни Блока после первой революции, уже повзрослевший поэт пишет: «И был я в розовых цепях у женщин много раз…». Видеоряд здесь поразительно точно подобран. 

   Расскажите, как вы подбирали цитаты о Блоке, рационально или интуитивно? интересовались студенты.

— Задача цитаты — поддержать смысл. Первая цитата о Блоке принадлежит Анне Ахматовой. Это суждение его современницы, поэтессы о величине Блока как поэта. Она назвала его «Человек-эпоха». Блок действительно был признанным авторитетом для своего времени. Второй раз в фильме приводится цитата Андрея Белого, о том, что природа у Блока — это продолжение его комнаты. Блок и Белый были близкими друзьями, и цитата подтверждает, что Блок тонко чувствовал природу. Ещё одна цитата принадлежит Гумилеву — о том, что отправить Блока на фронт всё равно что жарить соловьёв. Она тоже доказательство того, как Блока воспринимали современники. Так что цитаты я использую не интуитивно, а по необходимости, там, где нужно поддержать какую-то мысль или сделать переход. В собственных записях поэта нет такой конкретики.

В фильме говорится о том, что у Блока было индивидуальное философское воззрение на разные вещи, на время, в котором он жил. Вы разделяете его позицию, например, про отношения с Богом?

— Своё время Блок отразил как кинооператор, для него революция — стихия. А отношения с Богом — это очень личное, об этом сложно рассуждать абстрактно. Любому человеку нужно найти путь к Богу самому. И я думаю, что Блок  его нашёл, иначе бы он не писал в конце жизни: «За что наказание?». Он понял, за что ему даны страшные сны... 

Профессор, заместитель директора Института филологии по научной работе, доктор филологических наук Игорь Урюпин поблагодарил режиссёра и подчеркнул, обращаясь к студентам:

— Это фильм-откровение, фильм-проживание. В нем нет ни одной детали, ни одной мизансцены, ни одного образа случайного, всё имеет глубочайший смысл. Я видел, как вы смахивали слезу во время просмотра, как все вы испытали необыкновенное эмоциональное потрясение. Режиссёр мастерски подвела нас к этому. Мы следовали за Блоком с его трагической судьбой, мы услышали пронзительную музыку той эпохи, музыку революции. Чтение потрясающих стихов, я уверен, заставляло дрожать струны души каждого. Вместе с вами мы пережили судьбу Блока.  И у каждого из нас, я уверен, это вызвало ощущение очищения, катарсиса и интерес к творчеству Блока и к судьбе поэта.

Автор: Надежда Белоус.




Поделиться: