На Кузбассе школьникам показали д/ф «Чистая Победа. Битва за Днепр» режиссера Валерия Тимощенко

В преддверии 80-летнего юбилея Великой Победы в Кузбассе состоялись два кинопоказа документального фильма «Чистая Победа. Битва за Днепр» (реж. Валерий Тимощенко, 2023). Участниками показа стали школьники города Новокузнецка и студенты профтехучилищ Кузбасса (г. Кемерово). Кинопоказы в рамках регионального кинолектория «Судьба и Родина едины» — совместный проект Комиссии духовно-нравственного и просветительного кино Союза кинематографистов РФ и Кузбасского регионального института развития профессионального образования им. А. М. Тулеева (КРИРПО). После того, как показы прошли 8–9 апреля на основных площадках проекта, по каскадной модели фильмы посмотрели около 10 тысяч школьников и студентов Кузбасса и Томска.
— Валерий Тимощенко снял цикл документальных фильмов «Чистая Победа» о главных битвах Великой Отечественной войны, — рассказала школьникам и студентам методист КРИРПО Кристина Джус. — Мы с вами уже смотрели фильмы «Битва за Москву», «Курская битва» и сегодня посмотрим фильм «Битва за Днепр». Результатом этой сложнейшей военной операции стало освобождение Киева. В фильме автор размышляет, насколько яркой была эта операция, как серьёзно она была разработана и гениально исполнена.
Они победили страх: зачем надо знать историю
Режиссёр и сценарист, член Комиссии духовно-нравственного и просветительского кино Ольга Нифонтова рассказала ребятам, почему важно смотреть фильмы о Великой Отечественной войне. Её отец, фронтовик, говорил, что главный опыт прошедшей войны состоит в том, что с ней надо бороться, пока она не началась. Ольга Глебовна рассказала, что невероятно благодарна отцу за то, что он оставил записи о своём фронтовом прошлом и воспоминания о послевоенных годах, когда он учился в институте и работал.
— В какой-то момент пришло осознание, что все эти строки написаны победителем. Часто звучит это слово –поколение победителей. Что это значит? — обратилась Ольга Нифонтова к ребятам. — В детстве и юности я понимала это совсем не так, как сейчас. Для нас, детей фронтовиков, гордость за отцов была чем-то естественным. И только сейчас я могу в полной мере оценить, что фронтовики были немного другими. Они победили страх и смерть, их сложно было запутать, обмануть, они знали, как было на самом деле. Так же, как мы узнавали от них правду о Великой Отечественной войне, так их родители были свидетелями изменений в нашей стране в 1918–1919 годах, когда устанавливались границы Советской Украины, ей, по сути, подарили русский Донбасс, чтобы укрепить промышленность созданной республики. Стоило уйти поколению — и всё забылось, расцвели идеи Розенберга, который был рейхсминистром восточных оккупированных территорий.
Ольга Нифонтова попросила при просмотре фильма обратить внимание, как во время войны работала пропаганда Геббельса, как профессионально были сделаны фильмы для украинцев, чтобы убедить их возненавидеть Россию и восхититься Германией. Советские кинематографисты тоже снимали кино. Например, в 1943 году советский режиссёр Александр Довженко снял замечательный документальный фильм «Битва за нашу Советскую Украину».
Игровой фильм «Радуга» (1943 год) режиссёра Марка Донского — чёрно-белый, но в нём действительно показана радуга. Фильм об украинской женщине-партизанке, которую фашисты расстреляли вместе с новорожденным младенцем. Оба фильма получили мировую известность ещё до окончания войны. Они были показаны в США и во Франции. В США «Радуга» в 1944 году получила главный приз за лучший иностранный фильм.
— Сегодня то, что не удалось в годы Великой Отечественной войны, принялись возрождать заново и, к сожалению, успешно искажается история Великой Отечественной, — пояснила Ольга Нифонтова. — Историю надо знать, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее. Такие фильмы, как «Чистая победа. Битва за Днепр», очень важны.
Днепр скорее потечет вспять
В начале фильма режиссёр и рассказчик Валерий Тимощенко размышляет: «Есть события в мировой военной истории, которые происходят раз в тысячу лет. Вероятно, такого не будет уже никогда. Такой немыслимой концентрации героизма на каждый километр фронта. Такого обнаженного трагизма в каждом эпизоде сражения».
В фильме использованы редкие кадры военной кинохроники. Гвардии сержант Семён Трифонов попал в объектив военкора в родном селе Казацкое на левобережье Днепра, которое он только что освободил. На кадрах его мама Марфа Антоновна, дочь Шура и жена Катя, плача, обнимают и целуют родного бойца. Это их последняя встреча. Семён Трифонов погибнет при форсировании Днепра, как сотни тысяч других солдат и офицеров Советской армии, чтобы отобрать у врага исконно русские земли, освободить Киев и выйти на нашу старую границу там, за великой рекой.
«Днепр — это не только украинская река, она русская, белорусская и украинская. Битва за Днепр — это битва за всю таинственную русскую душу», – подчеркивает автор фильма.
После Сталинграда и Курска, после поражения на Донбассе главная надежда нацистов — так называемый «Восточный вал» — говорится в фильме. Это колоссальная линия обороны, которую они возвели за Днепром. Но немцы вдруг с тревогой осознают, что могут не успеть отступить под защиту своих титанических укреплений. И начинается операция, которую в официальной историографии называют «Бег». Немцы побежали, оставляя заслоны в городах.
Их, как и прежде, спасает моторизованность, немцы успели в большинстве уйти за великую реку, уничтожая за собой всё, расстреливая людей, взрывая мосты. Сотни тысяч украинцев и белорусов, оказавшихся в оккупации, фашисты заставили строить укрепления по всему правому берегу Днепра. Гитлер решительно заявил: «Скорее Днепр потечёт вспять, нежели русские его перейдут».
Мы знаем, за что умираем
Валерий Тимощенко приводит в фильме цитату рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера: «Большинство из нас знает, что означает видеть перед собой тысячу трупов, быть замешанным в этом и, в то же время, оставаться достойными товарищами. Вот что делает нас такими твёрдыми. Что происходит с русскими, мне абсолютно безразлично, живут они или гибнут от голода — интересует меня только в той мере, в какой мы нуждаемся в них, как в рабах для нашей культуры. … Мы, немцы, можем занять достойную позицию в отношении человеческих животных».
За годы оккупации немцы уничтожили почти 4 млн жителей Украины, почти 3 млн угнали в рабство. Наши бойцы знали, за что сражаются, ведь у многих из них были родные по ту сторону Днепра.
«На Днепре собралась половина всей военной мощи Советского Союза. Аналога этой операции ни до этого, ни после не было, – рассуждает в фильме современный боевой офицер Игорь Лаврукевич, гвардии полковник, командир сводного батальона 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, служивший в Чечне и награжденный орденом Мужества и орденом „За боевые заслуги“».
Перед советским командованием стоял мучительный вопрос: форсировать реку сходу, на кураже или тщательно подготовиться? Разведданные подсказывают, что немцы успели организовать оборону, и маршал Рокоссовский принимает решение форсировать Днепр после короткой, но тщательной подготовки. Через протоки и заболоченную территорию невозможно было провести артиллерию и танки. Здесь могли пройти только стрелковые подразделения и разведка. Как только первые части подошли к Днепру, сразу началась боевая учёба, чтобы перевезти армию. Очень помогло партизанское движение, местные жители отдали армии всё, что только было можно отдать. На Советскую армию обрушилась вся огневая мощь немецких пулемётов MG.
Мыслить нестандартно — и побеждать
Обо всех этапах операции по форсированию Днепра в фильме рассказано детально и с исторической точностью. Кадры кинохроники, архивные фотографии, исторические материалы — всё это погружает зрителей в события 1943 года.
Остается только удивляться героизму бойцов и гениальности советских командиров, которые подчас предлагали самые нестандартные решения. Одним из них стала высадка на правом берегу в районе Канева 10 тысяч воздушных десантников. В их числе был и будущий режиссёр Григорий Чухрай. Именно он восстановил потерянную связь с десантом.
Николай Ватутин, командующий Воронежским фронтом (переименованный затем в 1-й Украинский) реализовал невероятные стратегические решения, в том числе тайную переправу танковых соединений по дну реки, вслепую. Он переиграл и победил противостоявшего ему самого уважаемого стратега рейха фельдмаршала Эриха вон Манштейна, при этом сохранив очень много жизней бойцов 1-го Украинского фронта: бои за Киев были, но широкомасштабного кровавого штурма так и не случилось.
Немецкие историки признают официально потери около 500 тысяч солдат Вермахта и СС. Красная армия потеряла 400 тысяч бойцов притом, что она штурмовала одну из самых укреплённых и самую протяжённую оборонительную линию во всей мировой истории.
Как снимается кино?
После показа у зрителей была возможность лично задать вопросы режиссёру Валерию Тимощенко, который подключился к дискуссии онлайн.
Валерий Григорьевич работает как сценарист и режиссёр-документалист, преподает во ВГИКе режиссуру неигрового кино. В 1989 году он был командиром спасотряда во время землетрясения в Армении, как оператор и режиссёр работал во время военных конфликтов в Нагорном Карабахе, Абхазии, Чечне, Южной Осетии. Сейчас он возглавляет Краснодарскую киностудию имени Н. Минервина и является членом правления Союза кинематографистов РФ.
— Для документалиста личный контакт со зрителем ничем не заменить, — поделился Валерий Тимощенко. — Цикл «Чистая победа» вышел на телеканале «Культура» давно, но вот так собраться в зале и обсудить фильм, к сожалению, получается нечасто. С 2014 года мы снимаем на Донбассе, больше 30 командировок. Когда я общался с бойцами, показывал свои фильмы, мыслями мы все возвращались к Великой Отечественной войне. Ребята, которые сейчас в зоне СВО, так или иначе сравнивают себя с теми, кто воевал тогда. Та война и та Победа, сегодняшние события и Победа, которая важна для всех нас, связаны исторически и ментально. Мы снимаем два цикла фильмов — о сражениях Великой Отечественной и «Донбасс. Близкие люди» — эти циклы созвучны, это наша общая история.
Ребята попросили режиссёра рассказать, как проходят съемки. Валерий Григорьевич рассказал, что на своём курсе по режиссуре неигрового кино во ВГИКе всегда говорит студентам, что главное в фильме — хороший сценарий. 60-70% успеха фильма даёт достойный, серьезный замысел. И герои должны быть настоящие.
— В фильмах об СВО мои герои — полноценные соавторы, — отметил Валерий Тимощенко. — Пройдёт какое-то время и, может быть, уже будет невозможно доказать, что было на самом деле. А эти фильмы останутся как живые свидетельства. Для них это будет главным доказательством их глубочайших переживаний. И это надо понимать, когда снимаешь документальное кино, надо верить жизни и верить этим героям.
Автор: Надежда Белоус