Главная / Новости / Мультфильмы: как экранные герои формируют ценности подростков

Мультфильмы: как экранные герои формируют ценности подростков


Могут ли мультфильмы стать инструментом воспитания? Какие образы влияют на сознание подростков? И как с помощью анимации научить детей распознавать добро и зло? Эти вопросы стали центральной темой вебинара «Интеграция воспитательного потенциала культурного кластера в систему духовно-нравственного воспитания молодежи». Современных детей приучили развлекаться — и тем самым очень обеднили их палитру восприятия, — единодушны эксперты. Что делать? Читайте в нашем материале. Апрельская онлайн-встреча, организованная на базе КРИРПО им. А. М. Тулеева, собрала педагогов-психологов, советников по воспитанию, социальных педагогов и кураторов учебных групп из Кузбасса и других регионов. Партнёрами выступили Министерство образования Кузбасса и Комиссия духовно-нравственного и просветительского кино Союза кинематографистов России. 

Основой для обсуждения стали анимационные фильмы студии «Балтийское телевидение». Участники не только анализировали художественные приёмы, но и говорили о воспитательном потенциале визуального искусства.

— Анимационные фильмы, как и весь кинематограф, играют огромную роль, потому что зрительные образы воспринимаются мозгом как реальность, — отметила методист КРИРПО Кристина Джус, открывая семинар.

Ведущая подчеркнула: педагоги должны особенно тщательно подходить к выбору кинофильмов для детей и подростков. Анимация способна не только развлекать, но и формировать у ребёнка представление о мире, морали и этике. Однако она может и нанести вред, если транслирует искажённые или опасные модели поведения.

На что обращать внимание при выборе анимации

При подборе анимационных фильмов для подростков и молодёжной аудитории эксперты советуют учитывать четыре ключевых критерия:
  • качество зрительного и звукового ряда;
  • логичность и ясность сюжетной линии;
  • характеры и развитие образов персонажей;
  • глубину и чёткость нравственной проблематики.

Особое внимание стоит уделить стилю подачи: фильмы не должны быть перегружены спецэффектами, так как это мешает восприятию смысловых образов и отвлекает от сути.

  Если мы вспомним анимационные шедевры советского кинематографа, то увидим, насколько тщательно был проработан звуковой ряд: разнообразная лексика, выразительные интонации, богатый тембр голосов. Всё это не только оживляло героев, но и способствовало развитию речи и мышления у детей. Сегодня, к сожалению, не все современные фильмы соответствуют такому уровню, — отметила методист КРИРПО им. А. М. Тулеева Кристина Джус.

Истории в образах: как анимация рассказывает о святынях

Режиссёр Наталья Федченко, художественный руководитель анимационной студии «Балтийское телевидение», поделилась с участниками семинара историей создания уникального цикла мультфильмов, посвящённых почитаемым иконам.

Идея родилась в 2002 году, когда один из основателей студии, Андрей Крылов, предложил создать анимационный фильм для детей о Тихвинской иконе Божией Матери.

— Это было больше, чем просто идея, — вспоминает Наталья Федченко. — Это стало мощным импульсом к рождению самой студии. Мы долго размышляли, как сделать такую тему интересной и понятной для детей. Современная анимация всё чаще уходит от детских образов в сторону абстрактных персонажей. Но мне, напротив, хотелось, чтобы главные герои были дети, а в центре сюжета — история иконы.

В 2007 году проект получил финансирование, и первый фильм увидел свет. Картина была тепло принята на российских и зарубежных фестивалях, что вдохновило авторов на продолжение. Так появился целый цикл из восьми анимационных фильмов о наиболее почитаемых православных иконах: Тихвинской, Казанской, Смоленской, Иверской, Владимирской, Феодоровской, Скорбященской (Всех скорбящих Радость) и иконе Троеручицы.

Методист КРИРПО Кристина Джус пояснила, почему именно эти фильмы легли в основу обсуждения:

— Сегодня профессиональное образование нередко страдает от недостатка гуманитарного содержания. Всё чаще акцент делается на получении узких прикладных знаний и навыков. Но в связи с этим теряется нравственное содержание. А короткометражные анимационные фильмы с духовно-нравственной проблематикой помогают восполнить этот пробел. Они актуализируют базовые ценности, учат ставить перед собой не только цели, но и задумываться о смысле труда, о служении людям, о созидании как жизненной позиции.

Рекомендовано к просмотру

Наталья Федченко представила участникам семинара фильмы студии «Балтийское телевидение», которые рекомендованы к просмотру Комиссией духовно-нравственного и просветительского кино.

Божий дар. Фильм о семье священника, отца Василия, живущего в Костроме в советские годы. Особое значение в жизни семьи имеет Феодоровская икона Божией Матери. Герой фильма мальчик Алеша, сын отца Василия. Однажды в жизни Алеши начинается время тяжелых испытаний, которые он преодолевает благодаря вере.

Радость небесная. Анимационный фильм о Скорбященской иконе Божией Матери (с грошиками). События разворачиваются в начале XX века, когда избалованная девочка, мечтающая о красивых туфельках, постепенно переживает внутреннее преображение. Встреча с новыми героями учит её сопереживать и чувствовать боль другого человека.

ПобегМальчик, чтобы найти свою маму, сбегает из детского дома. По дороге в Смоленск он встречает девочку и её отца, которые ищут чудотворную Смоленскую икону Божией Матери. История иконы меняет судьбу мальчика, открывая ему мир духовных ценностей, и меняет его судьбу.

Свет неугасимыйДействие этого фильма начинается в Москве 1916 года. Мальчик Петя, в 1917 году увидев на улице Иверскую икону Божией Матери, узнаёт от бабушки её историю. Подросший мальчик оказывается перед нравственным выбором: быть как все пионеры и уничтожить святой лик или сохранить в душе ценности, которые передала ему бабушка. 

ВстречаФильм о Казанской иконе Божией Матери. В нём рассказывается о том, как образ был найден в Смутное время, и спас героя фильма и маленькую девочку во время Великой Отечественной войны.

Возвращение СаввыПереплетение земной истории о влюбленных подростках и небесной истории — сербского святителя Саввы и тесно связанного с ним образа Божией Матери «Троеручица».

ЗаступницаДействие фильма переносит нас в эпоху русского средневековья. В основе сюжета — предание о чудесном заступничестве Владимирской иконы Божией Матери. В центре истории — юный княжич Михаил и его слуга Симеон. Спасая город от татар, Михаил добровольно становится заложником, но его слуга, струсив, предаёт его. Однако испытания меняют Симеона, и он преображается. Его душевное перерождение становится ключевым моментом фильма.

ПутеводительницаДействие фильма происходит в маленькой деревне под Тихвином, недалеко от Тихвинского монастыря, в XVII веке. Главные герои — деревенский иконописец Петр, его внучка Маша и соседский мальчик Гриша. На фоне осады Тихвинского монастыря шведами дети сталкиваются с опасными испытаниями, но чудотворная Тихвинская икона Божией Матери спасает их, как когда-то спасла монастырь от нашествия.

Взросление героя: ключевые темы фильма «Божий дар»

Участники семинара посмотрели отрывки из фильма «Божий дар» и обсудили увиденное с экспертами. Наталья Федченко отметила, что рекомендует этот фильм старшим школьникам и студентам, поскольку в нём поднимаются очень серьезные темы.

Сюжет начинается в 1913 году, во время празднования трехсотлетия Дома Романовых (Феодоровская икона напрямую связана с этой династией: благословение на царство Романовы получили именно от неё). А заканчивается фильм Великой Отечественной войной. В центре повествования — семья священника, которого отправляют в лагерь, его жена и сын. История полна тем, которые можно обсуждать с подростками: сына священника дразнят «поповским сыном», а отношения с одноклассниками становятся непростыми. В какой-то момент Алёша решает убежать из дома, но, встретив детей из блокадного Ленинграда, понимает, что его трудности — ничто по сравнению с тем, что пережили эти дети. Он взрослеет, сталкиваясь с чужими страданиями и понимая цену человеческой стойкости.

Наталья Федченко посоветовала педагогам обратить внимание на методику медленного просмотра, разработанную Натальей Юферовой. Наталья Эдуардовна разбирала мультфильм «Свет неугасимый» об Иверской иконе Божией Матери и посвятила этому фильму целых пять занятий.

— Такой подход даёт потрясающие результаты. Если дети получают материал вдумчиво, с вопросами, заставляющими их глубже вникать в суть, они выдают очень интересные и глубокие ответы, — рассказала Наталья Федченко.

Как «читать» мультфильм?

Светлана Тимченко, представитель ГБУ ДПО Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского поделилась своими педагогическими приёмами и рассказала, как можно «читать» мультфильм. Она работает с учениками 4-5 классов и с педагогами, которые обучаются в академии.

На своих занятиях они довольно часто обращаются к фильмам Натальи Федченко. На примере «Путеводительницы» рассказывают, как создаётся икона и что это за образ. По фильму «Путеводительница» можно говорить о дружбе, милосердии, взаимопомощи, духовной связи, когда Богородица помогает через века. В фильме «Свет неугасимый» раскрывается тема борьбы с православной верой. 

Эксперт отметила, что фильм вызывает у детей живой эмоциональный отклик. Важно останавливать просмотр и задавать детям вопросы: как главный герой будет действовать дальше? Почему он так поступил? Ожидаемо ли было такое окончание сюжета. Эти вопросы — ключи к любому художественному произведению.

— Мы «читаем» мультфильм как художественное произведение. Начиная с его названия, думаем, о чем будет этот фильм, смотрим начало — предполагаем, как будет развиваться сюжет, и возвращаемся ещё раз к этому вопросу в конце. Мы обращаем внимание на замысел режиссёра, который он старается передать музыкой, сюжетом, визуальным рядом, цветовой гаммой. 

Эксперты единодушны в мнении, что современных детей приучили развлекаться — и тем самым очень обеднили их палитру восприятия.  От педагогов требуется подавать материал на том уровне, на котором дети могут и готовы его воспринимать, а для этого нужно очень умело вводить их в пространство мультфильма. При этом позиция педагога во время просмотра не может быть назидательной

Студия «Балтийское телевидение» с 2018 года работает над циклом фильмов о христианских праздниках. Уже вышли анимационные фильмы:

  • За звездой Рождества. История про современную семью, где в одиночество подростка вмешивается вечное чудо любви, соединяя всех родных в тайне праздника.
  • Крещение в Плахино Фильм о празднике Крещения, который встречал Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в ссылке за Полярным кругом вместе с маленькой эвенской девочкой.

Команда студии заканчивает работу над фильмом «Сны на Вознесение или Забытая тайна Циолковского». По сюжету, 10-летний Алеша, приехав в деревню к дедушке, узнаёт много нового: о празднике Вознесения Господня, о судьбах основоположников современной космонавтики, о глубокой связи между телесной и духовной жизнью человека, о пути, который проходит человек по дороге к Богу и истинной вере. Обретенные знания меняют внутренний мир мальчика и его взгляд на основы бытия.

Все эти фильмы можно посмотреть на Rutube-канале «Балтийское телевидение».

Надежда Белоус



Поделиться: