Главная / Новости / Сохранять память делами: о фильме «Штурм Берлина. В логове зверя» школьники и студенты Кузбасса поговорили с режиссёром

Сохранять память делами: о фильме «Штурм Берлина. В логове зверя» школьники и студенты Кузбасса поговорили с режиссёром


12 и 13 мая школьники, студенты и педагоги Кузбасса посмотрели документальный фильм «Штурм Берлина. В логове зверя» (реж. Алексей Денисов, 2015). Во время просмотра в зале стояла полная тишина: картина произвела глубокое впечатление на всех (педагоги-участники просмотра отметили, что фильм обязательно нужно показывать ребятам в начальной и средней школе). А после просмотра зрители искренне благодарили режиссёра. Этот показ — один из финальных в рамках кинолектория «Судьба и Родина Едины» нынешнего учебного года.  Проект Комиссии духовно-нравственного и просветительского кино Союза кинематографистов РФ и Кузбасского регионального института развития профессионального образования (КРИРПО им. А.М. Тулеева), посвящённый 80-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне, начался с показа в сентябре 2024 года фильма «Пасха 1945 года».

Режиссёр Алексей Денисов подключился к кинолекторию онлайн, чтобы ответить на вопросы зрителей — их оказалось немало!  И рассказал ребятам о том, о чём не знают даже многие взрослые. А член Комиссии Ольга Нифонтова, предварила кинопоказ живыми историями о том, как люди встречали сообщение об окончании войны. Разговор получился искренним и важным: о военной истории, которая была засекречена в советский период, и о том, какие черты формируют русский национальный характер. На обеих площадках кинолектория — Кемеровский государственный медицинский университет и школа № 81 г. Новокузнецка — зрители активно включились в обсуждение. 

Прислушаться к Победе

Ольга Нифонтова уверена: чтобы праздник 9 мая стал ближе к нам, нужно вспоминать то, как Победу переживали очевидцы.
 
— Мой отец, фронтовик, в военном дневнике записал: когда они услышали сообщение о капитуляции Германии, ему от избытка чувств очень сильно захотелось закурить. Но ни у кого почему-то не оказалось махорки! — рассказала Ольга Нифонтова. — Моя знакомая, в 1945 году ей было семь, вспоминает, что, услышав о Победе, почему-то просто побежала. А навстречу шли люди с весенними белыми первыми цветами в руках, и многие плакали от счастья. Другой знакомой было 16, она жила в общежитии художественно-промышленного училища. Около часа ночи они услышали по радио (чёрные громкоговорители на улицах), что война окончена. Люди выбежали на улицы, вечером давали салют: было столько народа, что на Красную площадь попасть было невозможно.
 
Режиссёр фильма «Штурм Берлина. В логове зверя» Алексей Денисов тоже поделился воспоминаниями. Когда он учился во втором классе, отец отвез его в Брестскую крепость, в четвертом — в Севастополь. Позднее Алексей Григорьевич побывал на Курской дуге, где погиб его дед.
 
— Военная тема в моих фильмах — сознательный выбор, — подчеркнул режиссёр. — Но говорить об этой войне и о Победе нужно без пафоса, это требует деликатного и сдержанного разговора. Ветераны почти все уже ушли из жизни, а только они имели право говорить об этом. Мы должны слушать и стараться своими делами, отношением к своему дому, к своей земле и к ветеранам поддерживать эту память. 
 
Фильм о штурме Берлина был снят к 70-летию Победы. За 10 лет, которые прошли с того времени, создатели фильма сделали огромное количество новых кинокартин, обнародовали неизвестные материалы, использовали кинохронику, ранее недоступную режиссёрам — уникальные кадры и документы об оккупации Украины, Белоруссии, Прибалтики, которые были впервые озвучены с экрана.

Рассказывать правду — не поздно

Школьница Ангелина спросила у режиссёра, как он относится к фразе «хороший фильм стоит целой дивизии», которую она встретила при подготовке к конкурсу «Наследники Победы». Алексей Денисов рассказал, что уже отвечал на похожий вопрос на историческом факультете МГУ. Когда учёные стали рассуждать, для чего делать документальные фильмы, если об истории нам повествует наука, он задал встречный вопрос. Откуда они, учёные и остепенённые, впервые узнали, например, о Бородинском сражении: из научной монографии или из стихотворения Лермонтова? «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…» знают все.
 
«Искусство для того и предназначено, чтобы национальные события превращать в символы, образы, которые становятся частью нашей жизни и живут с нами вечно. А в тяжёлые исторические моменты становятся духовной опорой… Искусство не даёт душе человека впасть в уныние и опустить руки», — подчеркнул режиссёр.
 
Другой вопрос, адресованный режиссёру, был о военной документальной хронике: отличается ли та, что снимали фашисты, от кадров, сделанных советскими операторами. 
 
«Нацисты старались снимать себя так, чтобы была видна их военная мощь, а своих противников изображать в жалкой манере, — ответил Алексей Денисов. — Если они снимали наши разрушенные города, то в пропагандистских текстах или в киножурналах, которые делались для оккупированных территорий СССР, звучало, что эти дома сожгли перед отступлением варвары-большевики. Поэтому с этой хроникой надо работать так, чтобы не впасть в любование мощью и зловещим натиском Третьего рейха».
 
Алексей Григорьевич обозначил ещё одну проблему документального кино: в советский период огромный массив кинохроники был засекречен. Даже таким выдающимся лауреатам Сталинских премий, как Михаил Ромм (автор фильма «Обыкновенный фашизм») не выдавалась кинохроника, связанная с боевыми действиями, в которых участвовали венгры, румыны, болгары или хорваты. Это были страны-члены Варшавского договора. Была политика не бередить раны, не поминать плохим словом тех, кто после войны стал союзником СССР. В результате в этих странах сегодня многие ничего не знают о преступлениях, которые творили их предки на советской территории.
 
«После войны у нас были хорошие отношения с Финляндией, из-за этого почти ничего не говорилось о зверских преступлениях, которые творили финны на советских оккупированных территориях, — привёл пример Денисов. — Только в одном Петрозаводске финские оккупанты создали семь лагерей для русского населения. А всего в Карелии было около 100 мест заключения для русских жителей и наших военнопленных. И только в 2017 году в Петрозаводске появился достойный мемориал жертвам концлагерей».
 
Точно так же в советское время ничего не говорилось о преступлениях румынских оккупантов на Украине, в Бессарабии. В Одессе румыны уничтожили почти всё еврейское население. Алексей Григорьевич посоветовал посмотреть свои фильмы: «Одесса  русская жемчужина у моря» с румынской хроникой и «Европа против России. Крестоносцы Гитлера».
 
«В советское время об этом было запрещено говорить Сейчас, слава Богу, многие документы обнародуются и рассекречиваются, и мы имеем полную картину. Лучше поздно, чем никогда»,  уверен Алексей Денисов. 
 
В фильме «Штурм Берлина. В логове зверя» показано, как в конце войны из Восточной Германии мирное население переехало в Дрезден в надежде на то, что союзники сохранят им жизнь. Но вместо этого случилась бомбардировка, унесшая жизни тысячи людей. А в то же время советские солдаты спасали немецких детей из-под обстрела, кормили пленных.
 
Для чего о русских создают ужасающий образ русских? — задали вопрос режиссёру из зала.
 
«На вопрос учеников „что быстрее всего стареет“ Аристотель ответил: „благодарность“. Милость к падшим и побеждённым  коренная черта нашего национального характера, — убеждён автор фильма. — Русские не бьют лежачего, и на протяжении веков это наши основополагающие ценности».
 
Алексей Григорьевич рассказал о своих друзьях, которые живут в Европе и, несмотря на оголтелую антироссийскую пропаганду, поддерживают с ним отношения.
 
«Они боятся говорить открыто о своих симпатиях к России, русским, русской культуре, потому что правящему классу Великобритании, Германии и других стран Европы очень выгоден образ врага. Самое удобное — обвинять во всём русских. А историю они там плохо изучают: мы встречали немцев — молодых, школьников, — которые даже не знали, на чьей стороне воевал Советский Союз. Для нас главное  самим восстанавливать и беречь память. Мы должны уважать себя, помнить о подвигах своих дедов и прадедов, которые совершили немыслимое — сломали хребет гитлеровской военной машине, которая покорила всю Европу. Давайте будем помнить об этом сами. И когда-нибудь об этом вспомнят и другие».
 
Надежда Белоус



Поделиться: