Главная / Новости / Представители Союза кинематографистов РФ обсудили в Общественной палате воспитательные возможности кино

Представители Союза кинематографистов РФ обсудили в Общественной палате воспитательные возможности кино


Члены  Гильдии киноведов и кинокритиков и Комиссии духовно-нравственного и просветительского кино Союза кинематографистов РФ приняли активное участие в круглом столе «Воспитательный потенциал отечественного кинематографа: формы, практики и механизмы внедрения в систему образования России» (От советской киноклассики до современного российского кино, в контексте Указов Президента Российской Федерации № 400, 809, 309). Мероприятие прошло 18 июня в Общественной палате Российской Федерации.

Организаторами круглого стола стали: 

  • Комиссия Общественной палаты РФ по добровольчеству и молодежной политике;
  • Министерство просвещения РФ;
  • Ассоциация развития педагогического образования (АРПО);
  • Союз кинематографистов РФ.

Также во встрече приняли участие представители Союза кинематографистов РФ, киноконцерна «Мосфильм», Российского общества «Знание», организации «Движение первых», Российского военно-исторического общества, АРПО, Общественной палаты РФ, Министерства просвещения РФ, Министерства культуры РФ, администрации Ульяновской области, Московского педагогического государственного университета (МПГУ).

Участники обсудили практический опыт в области кинопедагогики (в том числе в разных регионах России) и то, как использовать успешные проекты системно, встраивая кино в образовательный и воспитательный процесс. Практики внедрения отечественного кинематографа в образование представили: Ульяновская область, Кемеровская область — Кузбасс, ООО «Центр кино», МПГУ, Ассоциация кинопедагогов «Образ», АНО ЦРИТС «Интелрост», РДДМ «Движение первых».

Ведущими круглого стола выступили Алексей Лубков, ректор МПГУ, председатель Правления Ассоциации развития педагогического образования, председатель Правления Ассоциации кинопедагогов «Образ», член Экспертного совета при Министерстве культуры Российской Федерации и Наталья Склярова, первый проректор МПГУ, директор Всероссийского научно-методического центра «Философия образования» МПГУ, член Экспертного совета при Министерстве культуры Российской Федерации.

Все за 100

Первый зампредседателя Комиссии Общественной палаты РФ по добровольчеству и молодежной политике Елена Родионова предложила провести опрос общественного мнения о необходимости внедрения отечественного кинематографа в образование. 

Ректор МПГУ Алексей Лубков отметил, что работа ведется по поручению Президента РФ, которое дано генеральному директору и председателю правления киноконцерна «Мосфильм» Карену Шахназарову и министру просвещения Сергею Кравцову. Согласно поручению, необходимо составить список из 100 отечественных кинофильмов, которые должны быть переданы в школу как методический ресурс

Руководитель управления по связям с общественностью киноконцерна «Мосфильм» Гаянэ Амбарцумян пояснила, что список должен строиться по принципу школьной программы по литературе: отбор лучших авторов и произведений. В список должны войти фильмы, прошедшие проверку временем — снятые до 1991 года. Предположительно основу составят около 50 режиссёров, по 1-2 фильма от каждого. Ганна Амбарцумян констатировала, что подросткам сложно воспринимать старое кино из-за темпа и визуальной специфики. Но постепенное их приобщение к киноклассике возможно при педагогическом сопровождении.

Командная работа

Союз кинематографистов участвовал в заседании целым блоком. Присутствовали А. И. Алешковский, Н. В. Примакова, А. Н. Золотухина, Е. В. Куценко, И. Н. Дядченко, О. Г. Нифонтова и другие. С приветственным словом обратился к участникам ответственный секретарь Союза Михаил Калинин. Он подчеркнул, что Союз уже много лет занимается вопросами кинообразования. 

С докладами по обозначенным вопросам выступили киновед, доцент ВГИК, консультант Союза кинематографистов РФ, программный директор кинофестиваля «Радонеж» Татьяна Москвина-Ященко, киновед, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ Елена Бондаренко, руководитель комиссии духовно-нравственного и просветительского кино Союза Наталья Кононенко. Не выступила, но подготовила доклад, который будет учтён при составлении итоговой резолюции, кинопедагог, киновед, член правления Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ, зам. директора Крымского киномедиацентра Елена Куценко

В круглом столе также приняли участие два официальных партнёра Союза кинематографистов — МПГУ (И. И. Козлов, директор Центра кинопедагогики и медиакультуры МПГУ) и КРИРПО им. А. М. Тулеева (К. Я. Джус, методист центра методического сопровождения профессионального образования, куратор региональных образовательных проектов): Комиссия духовно-нравственного и просветительского кино уже не один год реализует в рамках подписанных соглашений проекты, в которых студенты и школьники участвуют в кинопоказах и обсуждениях фильмов духовно-нравственной и патриотической направленности.

В кино — через портал  

Татьяна Москвина-Ященко акцентировала внимание собравшихся, что в современной системе образования кинообразование не реализовано системно. Ни в одной стране мира кино не стало обязательным предметом для школ, что связано со сложной природой кинематографа, который одновременно может быть и искусством, и продуктом потребления. 
Татьяна Викторовна обозначила основные особенности кинематографа как универсального инструмента воспитания и образования:
  • Кино вытесняет письменную и вербальную коммуникацию у молодёжи.
  • Киноклассика как вершина кинематографа сохраняет культурный код, нравственные устои и универсальный художественный образ Родины, её истории и соотечественников.

Эксперт отметила несистемность сегодняшней работы с фильмами: есть обширная база кино, лекций, медиаконтента, но все это разрознено. Необходим киноведческий портал с методическими и образовательными ресурсами, считает эксперт. И предлагает процесс создания такого портала ускорить. По её мнению, искусственный интеллект, о котором все говорят, не способен передавать духовные вещи, идущие от сердца к сердцу, дух эпохи, отношение режиссёра к происходящему и пр. 

В числе ближайших задач Татьяна Москвина-Ященко видит:

  • Необходимость консолидации экспертов в составлении списка рекомендованных фильмов, сегодня этих списков существует около десятка. Киноведы, кинокритики, историки кино могут предложить киноканон, составленный из киноклассики и лучших картин нового времени, более расширенный, чем перечень из 100 фильмов. Педагогам будет свободнее работать с кино.
  • Создать экспертную рабочую группу Союза кинематографистов при Совете Министерства просвещения РФ по вопросам сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей для выработки механизмов системной интеграции кино в образовательную практику.

Акцент на методологии

Елена Бондаренко отметила, что кино в школе — проблема, которую решают уже более 40 лет. В 1992 году был госзаказ и появился шанс на уровне всей страны, были созданы пособия для гос. программы «Урок кино» с 1 по 11 классы, но это была середина девяностых — и проект не был реализован. До этого в СССР существовала целостная система: кино использовалось в учебных предметах и поддерживалось социокультурной средой. Сейчас ситуация иная: образовательная среда работает «против течения», дети воспринимают информацию иначе. 

Однако сегодня в стране более 200 моделей кинообразования — это инициативные проекты (идущие от людей, школ, студий), от киноклубов и школьного телевидения до сетевых кинотеатров, и именно сейчас есть возможность объединить государственные инициативы с такими проектами, рассказала эксперт.

Елена Бондаренко видит основными задачами следующие:

  • Обратить пристальное внимание на методику кинопедагогики, чтобы просмотр фильма стал именно кинообразованием, а не просто показом.
  • Уделить особое внимание поддержке учителей: подготовка, методические материалы, единый спектр доступных ресурсов.
  • Объединить усилия по инициативам, которые идут «сверху» (государственные инициативы) и «снизу» (инициативы педагогов, детей, киношкол и др.).
  • Создать экспертную группу для определения ключевых направлений и материалов.
  • Классика советского кино — это база воспитания, к ней нужно постоянно возвращаться и адаптировать формы её интеграции в образование, считает эксперт.

Главное — системный подход

Наталья Кононенко, руководитель Комиссии духовно-нравственного и просветительского кино Союз кинематографистов РФ сделала акцент на смысловом наполнении киноуроков. По её мнению, необходимо менять потребительские привычки детей в восприятии визуального контента. И в этом смысле советская киноклассика способна стать инструментом формирования мировоззрения и воспитания вкуса к настоящему кино.

Наталья Валерьевна упомянула о совместном с Кузбасским институтом (КРИРПО) проекте кинопоказов для студентов и школьников. Этот проект направлен на системную образовательную работу и делает акцент на современное документальное кино.

Наталья Кононенко подчеркнула, что основная задача — объединить педагогов, кинематографистов и чиновников, отвечающих за эти процессы, и сделать так, чтобы все инициативы и форматы, которые уже успешно отработаны на образовательных площадках в разных регионах, сложились в единый концептуальный подход. 

Предложения Комиссии духовно-нравственного и просветительского кино Союза кинематографистов РФ:

  • Создание экспертного совета на базе Союза кинематографистов с участием киноведов, педагогов и методистов.
  • Разработка информационного портала с методическими материалами, видеолекциями, обзорами и систематизированными наработками на площадке Центра кинопедагогики и медиакультуры МПГУ.
  • Привлечь представителей старшего поколения киноведов (И.Н. Гращенкова, В. И. Фомин, А. Н. Золотухина и др.) для работы с советской кинокалссикой
  • Систематизация и популяризация регионального киноопыта в работе с современными фильмами, отражающими гражданскую позицию авторов.

По мнению Натальи Кононенко, сегодня сложились уникальные условия: есть государственная воля, накопленный экспертный потенциал и ресурс для реализации. Необходимо использовать этот момент для создания системы кинообразования и воспитания на основе отечественной киноклассики.

Модель, готовая к тиражированию

Методист КРИРПО им. А. М. Тулеева Кристина Джус представила опыт Кемеровской области по реализации регионального образовательного кинолектория «Судьба и Родина едины!». Проект включен в модули «Социальное партнерство», «Самоуправление», «Медиа» рабочей программы воспитания профессиональных образовательных организаций и СОШ региона. Это совместный с Союзом кинематографистов проект, который делает акцент на документальное кино как наиболее полно отвечающее вызовам времени

С 2023 года реализуется линейка мероприятий, включая мероприятия-спутники (более 30), как для обучающихся, так и для педагогических работников. Тематика кинолекториев: «Труд», «Патриотизм», «Семейные традиции», в рамках которых было представлено около 40 документальных фильмов. Благодаря применению каскадной модели (через работу с ключевыми площадками и распространение их опыта на образовательные организации всего региона) участниками стали около 108 000 обучающихся из 150 образовательных организаций

Для педагогических работников образовательных организаций предусмотрено проведение цикла учебно-методических мероприятий «Интеграция воспитательного потенциала культурного кластера в систему духовно-нравственного воспитания молодежи», реализованного в онлайн-формате. Участниками стали 12 000 педагогических работников регионов РФ и ближнего зарубежья. 

Проект стал моделью, готовой к тиражированию в регионы, отметила спикер. Он показал эффективность каскадной методики, важность документального кино и активное участие педагогов, учащихся и культурного сообщества.

Все предложения экспертов от Союза кинематографистов и его партнёров будут внесены в резолюцию круглого стола вместе с предложениями других участников мероприятия. 

Екатерина Криволапова




Поделиться: