Вдохновенная Марина: фильм о трагической судьбе Марины Цветаевой посмотрели студенты института филологии МПГУ
59
«Ни одной вещи в мире я не видела просто! В каждой мне мерещилась тайна. Чтобы вещь продлилась, ей надо стать песней», – писала Марина Цветаева. Когда в душе поэтессы перестали звучать стихи, её жизнь оборвалась.
Фильм «Вдохновенная Марина» (2008, реж. Ольга Нифонтова) о трагической судьбе одной из самых талантливых поэтесс XX века посмотрели участники дискуссионного киноклуба МПГУ.
Кинопоказ был организован Центром кинопедагогики и медиакультуры МПГУ совместно с Комиссией «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» Союза кинематографистов России и приурочен ко дню рождения поэтессы.
Открывая встречу, директор Центра кинопедагогики и медиакультуры Иван Козлов поприветствовал зрителей – студентов Института филологии МПГУ.
«Мы стараемся подобрать для вас картины, которые были бы вам интересны, в том числе с профессиональной точки зрения. У вас будет уникальная возможность познакомиться и задать свои вопросы режиссёру фильма Ольге Глебовне Нифонтовой, которая сняла серию документальных исследований о русских поэтах и писателях. Мы уже показывали в киноклубе её фильмы о Фёдоре Достоевском, Александре Блоке. А сегодня посмотрим глубокий фильм, который посвящён творчеству Марины Цветаевой».
Дар поэта: в обыденном увидеть глубину
Ольга Глебовна Нифонтова – режиссер, сценарист, преподаватель режиссуры Института современного искусства. Говоря о замысле фильма, она отметила, что фильм был снят уже довольно давно — 20 лет назад.
«Накануне я пересматривала его и поняла, что и сегодня сделала бы его точно так же, – призналась зрителям режиссёр. – Я старалась идти по ощущениям Марины Ивановны, выраженным в её дневниках, письмах к родным, стихотворных строчках. Она говорила (и мне близка эта идея), что никогда не видела жизнь просто так, в прозе. Да и какая может быть проза, если все мы живём на крутящемся шаре, внутри которого огонь. Такое необычное сравнение, свойственное гениальным людям. Ей было характерно такое видение привычного, обыденного – через глубину».
Ольга Глебовна поделилась, что сознательно не стала включать в фильм дикторский текст, собственные умозаключения. В основе фильма – стихи Марины Цветаевой, её записки, воспоминания сестры, Анастасии Цветаевой, и дочери поэтессы Ариадны Эфрон. Повествование построено на цветаевской поэзии, которую своим неповторимым голосом озвучивает Александр Леньков.
«Это своего рода монтажный фильм, в нём немного съёмок, нет ведущего, который увлекает нас за собой и помогает следить за сюжетом и героиней. В основе фильма, его изобразительного ряда – документы и старые фотографии, которые я искала в журналах, чтобы погрузиться в атмосферу того времени, в котором жила Марина Цветаева», – рассказала студентам режиссёр.
Игра в ассоциации и звуковая драматургия
Фильм вызвал яркие эмоции у зрителей и породил оживлённую дискуссию у преподавателей и студентов Института филологии. Зрители с готовностью делились впечатлениями о фильме и размышлениями о судьбе поэтессы.
Одна из преподавателей после просмотра поблагодарила автора, отметив, что Ольге Нифонтовой удалось передать удивительную, противоречивую натуру Марины Цветаевой:
«За последние несколько месяцев я перечитала автобиографическую прозу Цветаевой, её дневниковые записки. И сейчас посмотрела ваш фильм. Он действительно соответствует своему названию. У меня сложилось ощущение, что Цветаева проживает поэтически все сложности личной жизни, исторические события. Я очень рада, что мои студенты сегодня смогли с вами познакомиться через этот фильм и через ваши замечательные рассказы о том, как вы работаете».
Студентов интересовало, почему авторский текст, поэзию Марины Цветаевой режиссер доверила озвучить мужчине.
«Александр Сергеевич Леньков – изумительный артист, очень тонкий, талантливый, – пояснила Ольга Нифонтова. – Он прочувствовал глубину женской души лучше, чем сама женщина может себя понять. Когда женщины читают поэзию Цветаевой, часто в этом много нервозности. А Марина Ивановна была бесконечно умным человеком, очень глубоким. Александр Леньков смог это передать».
Ольга Нифонтова рассказала, как она подбирала изобразительный ряд для картины. Ей хотелось собрать кадры с изображением предметов, связанных с искусством. В фильме много живописи, картин. Так режиссёр старалась проникнуться состоянием Марины Цветаевой, понять, в какой атмосфере она росла, что ей было близко.
В картине звучат воспоминания сестры поэтессы, Анастасии: «Детство наше полно музыкой. У себя на антресолях мы засыпали под мамину игру, доносившуюся снизу, из залы, игру блестящую и полную музыкальной страсти. Всю классику мы, выросши, узнавали как «мамино» – «это мама играла». Бетховен, Моцарт, Гайдн, Шуман, Шопен, Григ… Под их звуки мы уходили в сон».
Марина Цветаева всё время жила ощущением бесконечности, — рассказала зрителям режиссёр. Все детали и символы, через которые Ольга Нифонтова пыталась создать на экране её образ, приходили на ум сами. «Хотя это и документальный фильм, его можно назвать и символическим, и научно-популярным, ведь литература — это тоже часть науки, исследований, психологии творчества», — пояснила режиссёр.
Размышляя о том, откуда рождалась её поэзия, Марина Цветаева говорила об интуитивном чувствовании: «Я не знаю, как я пишу, я просто записываю». Изобразительный ряд фильма рождался так же интуитивно и ассоциативно. Поэтому образ луча в стихах Марины Цветаевой иллюстрирует «Девочка на шаре» Пабло Пикассо. А образ огня – красный конь с картины Петрова-Водкина.
«Визуальный материал я отбирала очень долго. У меня вся комната была обложена раскрытыми журналами, фотографиями, документами. Потом всё это сканировалось и монтировалась. Я могу «отстоять» каждый кадр и их последовательность», – подчёркивает режиссёр.
Подобное задание, по словам режиссёра, дают в институтах кинематографии. Студентам показывают изображение кадра, который должен стать последним. И нужно придумать предшествующий эпизод, где события должны складываться так, чтобы они завершились этим и только этим изображением. Так будущий режиссёр или сценарист начинает понимать, насколько серьёзно и глубоко нужно относиться к сюжету и к последовательности изобразительного ряда.
Задача режиссёра-документалиста — понять личность героя, прикоснуться к его жизни и попытаться передать её с помощью совокупности изображения, слова и музыки. Ольга Нифонтова подчеркивает, что в этой триаде одинаково важны все составляющие.
«Это очень кропотливый труд – подобрать музыку к фильму. Не просто по настроению: здесь – грустная, здесь – весёлая, здесь – побыстрее. Звуковая драматургия истории имеет очень большое значение. В нашем фильме музыка помогает почувствовать стихи Марины Цветаевой. У неё замечательная мелодика собственных стихов, а музыка помогла ещё тоньше, ещё совершеннее подать то, что она хотела сказать».
Рыцарь, стерегущий реку дней
Очень непростой человек, цельная личность, искренний поэт, человек долга – все эти эпитеты зрители адресовали Марине Цветаевой. Ольга Нифонтова добавила к этому списку еще несколько личных образов.
По словам режиссёра, Цветаева — «рыцарь, стерегущий реку дней», человек, в котором удивительно сочетались мужское и женское начала. Она подчёркивает, что поэтесса была редким примером внутренней правдивости и интеллигентности: умела слушать, принимать другого целиком, любить и ненавидеть без фальши. Трагическая судьба Цветаевой, считает Нифонтова, стала отражением сложной эпохи, в которой она жила.
Обращаясь к будущим филологам, Ольга Глебовна пожелала им выбирать для дипломных работ писателей, которые близки сердцу:
«Ни в коем случае не поручайте это искусственному интеллекту. У нас потрясающая история, культура. Этим цивилизационным богатством нельзя пренебрегать. Выбирайте любимого автора — у каждого из них свой язык, свой образный строй. Если вы погрузитесь в это исследование, оно останется с вами на всю жизнь».
Надежда Белоус





