Главная / Новости / Сергей Мирошниченко: «Раскаяние – это то, на что надо решиться»

Сергей Мирошниченко: «Раскаяние – это то, на что надо решиться»

28 и 29 января в Белом зале Дома кино состоялся показ и обсуждение документальных фильмов — призеров и лауреатов международных кинофестивалей 2018–2019 гг. Поклонники вдумчивого документального кино увидели две киноленты — «Александр Солженицын. Раскаяние» режиссера Сергея Мирошниченко и «Юрий Кублановский. Родина рядом» режиссера Алексея Бурыкина. Мероприятие организовано в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений (направление — «Церковь и культура», секция «Православие и кино»).

Организатор показа — Творческая лаборатория «Видимое и сокровенное» при Союзе кинематографистов России (руководитель — режиссер Наталья Кононенко). Встречи вели киновед, доцент ВГИКа Татьяна Москвина-Ященко и режиссер Наталья Кононенко. Сайт «Киноканон» подготовил специальный репортаж по итогам показа. 


«Удивительный союз в людоедские времена»

Посмотреть фильм «Раскаяние» и пообщаться с Сергеем Мирошниченко в Москву приехали зрители из разных регионов — люди, мыслящие православно и любящие документальное кино, которые с особым трепетом и любовью относятся к фигуре Солженицына. Это режиссеры документального кино, сценаристы, педагоги, священники и просто зрители. 

Подискутировать с аудиторией пришел и ректор Литературного института имени Горького Алексей Варламов, чьи студенты приняли участие в съемках.

В фильме им предоставлена полная свобода высказываний и суждений. Так, одна из студенток сравнила творчество писателя со шпагой, «воткнутой в брюхо советской системы». По ее мнению, именно Солженицын внес огромный вклад в разоблачение «подпольной живодерни», которая существовала тогда в нашем государстве. 

Между тем, не все высказывания молодых людей звучат в фильме комплиментарно. Например, один из студентов считает, что художественные приемы Солженицына банальны и слишком прямолинейны, другой признался, что Солженицын не самый его любимый автор, третий и вовсе сказал, что «в творчестве писателя нет честности». Последнее высказывание выглядит особенно неожиданно в свете жизненного и художественного девиза Солженицына «жить не по лжи».  

Многим зрителям подобные высказывания будущих литераторов о легендарном писателе показались парадоксальными — для большинства собравшихся на вечере Солженицын — фигура безусловная. 

Однако, по мнению Алексея Варламова, в подобных оценках нет ничего страшного — каждый имеет право на собственное мнение, лишь бы оно было честным, считает он. «Мое личное убеждение — делать из Солженицына абсолютную фигуру нельзя. Люди имеют право относиться к нему критично», — высказал свою позицию ректор, добавив, что для него Солженицын — это, прежде всего, замечательный художник.  «Его социально-идеологическая составляющая для меня вторична», — признался Варламов.

Он также рассказал, что был потрясен тем, какой в фильме предстала супруга Солженицына Наталия Дмитриевна: 

«Сколько в ней всего женского, и какая она сильная, какое счастье она подарила мужу. Это был удивительный союз в совершенно людоедские времена», — отметил он. 

Не борец, а человек

Сергей Мирошниченко вместе с членами своей съемочной группы он выступил перед собравшимися с приветственным словом и после просмотра фильма ответил на многочисленные вопросы зрителей, которые в полной мере отражали их интерес к картине. О Солженицыне говорили как о «глубоком, великом литераторе и публицисте, который сделал переворот в жизни многих людей, как о человеке-эпохе». 

Особо подчеркивалось, что картина «Раскаяние» получилась не столько о Солженицыне — писателе, политике или общественном деятеле, сколько о Солженицыне — человеке. И такой взгляд на Солженицына в кино случился впервые. Так, инокиня Елисавета (Успеньева) из Колпашевской епархии отметила, что Солженицын в фильме показан не борцом, а верующим человеком. Неслучайно мысль о раскаянии — процессе глубоко личностном и сокровенном — вынесена в название фильма.

По мнению выступающих, в фильме удалось передать глубокую любовь писателя к Родине, а вопросы, которые он поднимал в  своем творчестве, актуальны и сейчас. 

На показе присутствовал также гость из Франции. Он отметил, что фильм снят так деликатно, что у зрителя возникает чувство, будто рядом с героем нет ни режиссера, ни камеры и что зритель остается с Солженицыным один на один. 

«Сила духа, которая примиряет…»

Свое слово о фильме сказал и председатель секции «Православие и кино»,  насельник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы, устроитель скита в честь иконы Божией Матери «Всецарица» иеромонах Михей (Гулевский).  Он сосредоточился на названии фильма и на возможностях, которые оно открывает перед зрителем: 

«Без раскаяния нет спасения, это та сила духа, которая примиряет нас с Богом. Мы привыкли винить во всех наших бедах других людей, власть, в то время как все причины и следствия заключены в нас самих», — заключил священник, добавив, что Александр Исаевич Солженицын был глубоко верующим человеком, и этот уровень его личности хорошо отражен в фильме. 

С ним согласился Сергей Мирошниченко. Выступая перед аудиторией, он также говорил о раскаянии как о важнейшем аспекте духовной жизни человека и общества в целом, а также о сложном пути к этому состоянию. 

«Раскаяние — это то, на что надо решиться. Никто не хочет говорить о себе правду. Студенты, когда я прошу их написать мне о себе, выдергивают что-то из интернета и выдают за рассказ о себе. Я и сам не всегда готов рассказать о себе все даже на исповеди. Иногда приходится и со второго, и с третьего раза заходить, и это — при моем большом опыте участия в таинстве. Я думаю, что Солженицын прав — раскаяние, если бы оно случилось, очень серьезно оздоровило и очистило бы наше общество…», — высказал свою точку зрения режиссер.

Он рассказал, что фильм был снят в довольно скоростном режиме всего за два с половиной месяца до столетнего юбилея Солженицына. Над картиной работала целая режиссёрская группа — выпускники мастерской Сергея Мирошниченко, что и помогло сделать огромную работу за такой короткий срок. 

«Хорошо, что у меня был материал, который я хорошо знал. Часть этого материала никогда не была опубликована», — уточнил режиссер. 

В фильм вошли съемки разных лет, однако эта временная разрозненность не отразилась на картине, она выглядит цельной, отметили одно из достоинств картины выступающие. Также о фильме отзывались как о потрясающей работе команды, где все понимают друг друга. 

«Кресты» как Голгофа? 

На встрече была и один из редакторов Солженицына Татьяна Чугунова. «Мало кто знает, но Александр Исаевич был еще и замечательным поэтом», — отметила она и рассказала, как помогала писателю редактировать и выпускать в свет поэму «Доро́женька». Повесть в стихах, как еще называют «Дороженьку», написана Солженицыным в 1947–1952 годах во время пребывания в тюрьме и лагере. Поэма имеет автобиографический характер и охватывает период с 1930-х годов (студенческие годы автора) по 1945 (война и арест автора).

Зрителей интересовало, какие фильмы находятся у Сергея Мирошниченко в режиссерском портфеле. Он рассказал о двух работах студии. 

Первая картина, которую Мирошниченко намерен снять в ближайшем будущем, будет называться «Кресты» — о знаменитой питерской тюрьме и ее переезде в новое здание. Как отметил режиссер, в ходе работы над сценарием для него стало откровением, что «Кресты» были задуманы архитектором как Голгофа. Эту мысль режиссер подробно не пояснил, оставив тему до времени открытой.  

Второй фильм, по словам Мирошниченко, будет об «удивительном» человеке — кинорежиссере, сценаристе и педагоге Владимире Фенченко и о том, «как отдавать душу детям».

Также Мирошниченко в ближайшее время намерен закончить очередную серию своего документального сериала «Рожденные в СССР — 35».

Обсуждение длилось около двух часов, но и по его завершении гости не спешили расходиться, продолжив общение за чашкой чая в фойе Дома кино.

В ближайшее время на сайте «Киноканон» www.kinokanon.ru выйдет эксклюзивное интервью с Сергеем Мирошниченко. В нем он подробно расскажет о своем знакомстве с Солженицыным, о впечатлениях и мыслях, возникавших в процессе съемок фильма, и о том, почему картина получила такое личностное название. 

Репортаж о показе фильма «Юрий Кублановский. Родина рядом» Алексея Бурыкина также выйдет скоро на сайте «Киноканон».


Материал подготовила Елена Балаян; Фото: Вячеслав Сачков