Главная / Новости / "Зачем мы живём, или Смерти нет...". Искусствовед Татьяна Мальцева - о трансляции д/ф "Видимое невидимое" режиссера Ирины Васильевой

"Зачем мы живём, или Смерти нет...". Искусствовед Татьяна Мальцева - о трансляции д/ф "Видимое невидимое" режиссера Ирины Васильевой


       Божественный Промысл есть о каждом из нас. И думаю, что каждый из нас задумывался об этом не раз в жизни. Зачем мы живём? Но смысл своего предназначения узнаешь только единожды. Или не узнаешь совсем, погрязнув в грехах и  суете житейской.  Промысл же Божий всё равно реализуется вопреки нашему хорошему или плохому существованию. И «…кто мудр, тот заметит сие, и уразумеет милость Господа» (Пс.106:43)

       Именно так произошло с Александриной Вигилянской, героиней фильма «Видимое невидимое». Божественное попечение о целом священническом роде Вигилянских легло в основу сюжета фильма режиссёра Ирины Васильевой и продюсера Александра Радова. Фильм был снят на судии «Фишка — фильм» для телеканала «Культура» в 2019 году.

       Есть в Православии и российской культуре удивительная семья. Он — известный публицист, священник, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский. Она — писатель, поэт, профессор Литературного института им. М.Горького Олеся Николаева. Прекрасный благодатный род, где были  священнослужители, инженеры, писатели и множество промыслительных пересечений с великими людьми мира сего. Но о том, что в роду Вигилянских есть настоящий святой праведный Алексий Бортсурманский, живший в начале XIX века и почитаемый самим преп. Серафимом Саровским, Господь открывает их дочери — Александрине Вигилянской.

      Александрина тоже литератор, преподаватель, мама двоих девочек, то есть очень занятой человек, но именно в поиске своих   родовых корней она обрела полный смысл и счастье жизни. Создав Благотворительный фонд святого праведного Алексия Бортсурманского и начиная ремонтировать заброшенный, поруганный храм в Курмыше,  где служил её прадедушка не в одном поколении Павел Вигилянский, она сейчас знает, зачем живёт. И смысл этой жизни  её мама, Олеся Александровна Николаева, рассматривает как национальную идею — наполнение жизни святостью, возвращение к Святой Руси. А для этого нужно найти свой путь к святости, чтобы уже здесь вкусить жизнь вечную.

      Праведный Алексий Бортсурманский — удивительный пример пути к святости. Будучи обычным  священником, однажды по нерадивости он не причастил умирающего крестьянина. И когда, мучимый совестью, он всё-таки приехал к нему, то крестьянин уже умер и рядом с ним стоял ангел со Святой Чашей. Это видение потрясло священника и он всю оставшуюся жизнь посвятил Богу. Каждый день совершал литургию. Его праведная и подвижническая жизнь дала плоды уже вскоре. Слава его как великого молитвенника и чудотворца дошла и до преп. Серафима Саровского. О праведном Алексии он сказал: " Вот труженик, который не имея обетов монашеских, стоит выше монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте«. Праведный Алексий Бортсурманский умер в 1848 году, а прославлен был только в 2000.

       Казалось бы, зачем так подробно мы говорим о сюжете фильма, не касаясь формы и изобразительного языка фильма. Но хорошо зная творчество режиссёра Ирины Васильевой, мы видим, что и её коснулся Божественный Промысл. Впервые мы смотрим не на особенности изобразительного и звукового ряда или парадоксы сюжета, свойственные этому замечательному режиссёру, а идём, ведомые Богом и авторами за главными героями — святым угодником рода Вигилянских и  Александриной, представительницей этого рода. Все — авторы и герои — аутентичны своей теме. Они — подлинные. Они искренни и соответствуют друг другу, хотя у каждого свой путь к Богу и святости. За это особая благодарность авторам фильма.

       Предпасхальная радость разлита во всех кадрах фильма. Она чуть сдержана, когда Александрина со слезами молится на покаянном каноне Андрея Критского в родном селе Курмыш или ведет свой монолог в холодном, промерзшем храме. Но тут же прорывается в ликах святых, что открываются под штукатуркой на стенах храма или в многоголосом пении на архиерейском служении в день прославления святаго праведного Алексия Бортсурманского. И звуки разбитого пианино не диссонируют с нашим состоянием. Они тоже пытаются прорваться в Вечность.  Дверь открыта всем и всему. Смерти нет. И нас приглашают туда войти. Вот зачем мы живём.  Но готовы ли мы? — теперь другой  душеспасительный вопрос для каждого из нас.

        В трансляции и обсуждении фильма „Видимое невидимое“ отец Владимир Вигилянский выступил только раз, как и Олеся Николаева, но ими были сказаны самые важные, обобщающие слова: „Фильм об удивительной связи между нами и нашими предками, чтобы мы не были Иванами, не помнящими родства… Сюжет связан со всеми нами. И с нами это тоже может быть“. Божественный Промысл, где все связаны со всеми — одна из составных национальной идеи спасения России, о чём молился и писал ещё в ХIX  веке праведный Алексий Бортсурманский.

 




Поделиться:

Оставить комментарий