«Мы все — дети Райского сада». Искусствовед Татьяна Мальцева — о трансляции д/ф «Монолог» режиссера Вячеслава Орехова
6 марта 2021 года, в день Вселенской родительской субботы, отошёл ко Господу писатель и литературовед, поэт — хранитель наследия великой русской литературы Валентин Яковлевич Курбатов. После причастия за литургией, с букетом цветов в руках, всего в нескольких метрах от дома завершил свой земной путь этот очарованный жизнью человек. Так ещё одно зерно русской культуры упало в землю, чтобы выросло огромное древо жизни Воскресшей России. Валентин Яковлевич был одним из последних русских словесников, писавших с любовью и болью о своём Отечестве.
На 9-й день его кончины Церковь вспоминает Адамово изгнание из Рая. Верится, что верный сын матушки Церкви, как он любовно её называл, и писатель, воспевающий эдемскую память природы и человека, вернулся в Райский сад. В своих выступлениях Валентин Курбатов часто повторял: «Сегодня нужно снова идти в Райский сад». О каком «Райском саде» он говорил? О ветхозаветном Рае или о саде, куда уже пришел Христос?
Как завещание Валентин Яковлевич оставил нам свой последний труд «Бегущая строка. Дневник провинциального литературного критика». В этом своём пророческом труде он оставил нам надежду на спасение Отечества и всех нас. «Россия даже при нашем общем предательстве сама ещё предпримет попытку воскреснуть, потому что общее то предательство, общее, но всё сидит где-то праведник и держит генетику и небесную задачу. И Господь на нём, единственном, всё начинает сначала, потому что тоже «поставил на Россию», определил ей задачу, от которой ей не увернуться». А ещё он указал наиболее простой, но отнюдь не лёгкий путь в «Райский сад». Нам всем нужно «…начать слушать другого и идти ему навстречу в оттенках, пока не сойдешься в любви».
Именно так построен внутренний диалог двух любящих сердец — автора, одного из лучших российских режиссёров — документалистов Вячеслава Орехова и героя — писателя Валентина Курбатова в фильме «Монолог» («Киновидеостудия «Цветной бульвар», 2019). О самом важном в своей жизни герой откровенно говорит прежде автору, а через него — нам, зрителям. Праздник любви, доверия и понимания. Праздник, в который пустили и нас. За что сердечно благодарю и признаюсь снова в любви режиссёру Вячеславу Васильевичу Орехову.
С дипломной работы «Поздний восход» (1971) о наивном художнике Иване Никифорове красота Божьего мира, растворенная в каждом кадре и звуке фильма режиссёра Вячеслава Орехова навсегда пленила и покорила нас, преданных ему зрителей. Именно он впервые открывал нам очарованных странников, чудаков и малоизвестных художников. Но и известные личности, такие как писатель Андрей Платонов или великий танцовщик Марис Лиепа в новом свете раскрывались нам на полотнах фильмов режиссёра, художника и композитора. Но главное, режиссёр Вячеслав Орехов всегда видел мир, невидимый другими, и открывал его широко и великодушно всем. Был ли это «Высший подвиг цветка» или «Мир на кончиках пальцев». И лично меня он познакомил с новой планетой мироздания — Курбатовым Валентином Яковлевичем. Жаль только, что это запоздалое знакомство обернулось прологом к Новой жизни.
Теперь так отчётливо понятно, что всё творчество режиссёра Вячеслава Орехова и писателя Валентина Курбатова об одном: «Мы все — дети Райского сада». Любовь Христова, пронесённая по жизни Валентином Курбатовым, и красота Божьего мира, воспетая режиссёром Вячеславом Ореховым, воедино слились в фильме, посвященном 80-летнему юбилею писателя и ставшего также завещанием Валентина Курбатова нам.
Именно праздником Божией благодати стала последняя трансляция, посвященная памяти писателя Валентина Курбатова, организованная Творческой Лабораторией «Видимое и сокровенное» — показ и обсуждение фильма «Монолог». В преддверии Великого поста, на Прощёное воскресение, пасхальная радость светились в лицах, пела в сердцах и словах всех участников трансляции.
В это время во всех храмах Русской Православной церкви совершался «чин прощения». В конце богослужения вечерни, где поются покаянные стихиры, вдруг хор ликующе возносит стихиры Пасхи «Воскресения день, и просветимся тожеством, и друг друга обымем, рцем: братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением, и тако возопиим…» Тропарь Пасхи не поётся. Он словно зависает в воздухе и сердцах… Впереди строгий пост покаяния и молитвы, чтобы очищенным сердцем в Светлый день Воскресения Христова весь мир Торжествующей и Воинствующей церкви возгласил «едиными усты и единым сердцем»: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав»!
Впервые хочется смотреть и пересматривать эту трансляцию не раз. Все участники не только трансляции, но и самого фильма, который обсуждают, подобно хорошо разыгранному музыкальному произведению, созвучны друг другу. То вторят друг другу, то импровизируют на новую тему и в итоге гармонично сливаются в единый аккорд Пасхальной Любви. Любовь к фильму и герою, и друг к другу просто выплескивается с экрана на зрителей. Нас словно приглашают в свой «Райский сад».
Обсуждается ли духовная тема или берется контекст литературы в истории и культуре Отечества, обязательно возникает музыкальная тема. «Болеро» Мориса Равеля, ритмически зациклившее структуру фильма в одну непрекращающуюся и в вечности мелодию флейты Валентина Курбатова. Или всё та же боль и светлая грусть об «утраченной России» и ушедшей безвозвратно литературе Василия Шукшина, Виктора Астафьева и Валентина Распутина, разлитая в словах и книгах писателя, что сродни музыке Сергея Рахманинова. У нас на глазах рождается Песнь удивления и благодарности Богу на стихи разных поэтов, но сегодня объединенных одним огромным и многогранным талантом Валентина Курбатова! Ещё одно из Божиих чудес, когда из обычного мальчишки уральского города Чусовой вырос великий писатель — печальник, собеседник и хранитель уходящей великой русской литературы.
«Река истории подошла к своему устью» — утверждает в фильме писатель Валентин Курбатов. Для этого нужно вернуться к истокам, восстановить историческую связь. И тогда возникает в жизни героя Византия с её царственной красотой христианской архитектуры. А участник трансляции и почитатель писателя протоиерей Феликс Стацевич, настоятель храма преподобномученицы Елизаветы в г. Королев Московской епархии, увидел христианскую красоту в слове самого писателя — «посредника русской живой литературы». О силе поэтического слова героя фильма говорит и российский композитор и музыковед Иван Соколов. Он впервые многим открывает поэзию Валентина Курбатова. О красоте кадра фильма режиссёра Вячеслава Орехова как продолжения мысли и слова Валентина Курбатова говорит режиссёр-документалист и поэт Алексей Бурыкин.
Чтобы понять истоки, найти свою нетленную первооснову и сохранить её, человек приходит в Церковь. И здесь, перестав быть созерцателем, войдя в ежедневный богослужебный круг и укрепляясь в Боге, человек начинает по-настоящему ощущать время во всей своей полноте. «Здесь ты современник не суетному дню, а всем, кто стоял тут до тебя, и будет стоять после тебя, что сразу придает душе силы, а уму свет», — писал он в книге-дневнике «Батюшки мои», вспоминая службы в Псково-Печерском монастыре в конце прошлого — XX века.
Христианский подвиг любви Валентина Курбатова как писателя и литературоведа заключался в несении на себе креста уходящей русской литературы. Его 30-летняя переписка с писателем Виктором Астафьевым — непрекращающаяся «невидимая брань», борьба тьмы и света за душу писателя, своего современника. Болея за спасение русского слова как основы русской цивилизации Валентин Яковлевич писал: «…когда советская атеистическая пропаганда оттеснила матерь-Церковь, то литература взяла на себя все обязанности за сохранение духовного человека. Она делала и спасла его… И она сохранила русское сознание, чтобы оно вернулось в Церковь».
Как преданный сын матери-Церкви Валентин Курбатов был не просто прихожанином, он долгие годы служил Богу чтецом в храме, пел на клиросе. Здесь, в Церкви, он нашел умиротворение и покой своей душе. Здесь он обрел свой «Райский сад». Но многое его беспокоило и печалило в жизни современной Церкви. По мнению писателя, многие вопросы русского самосознания, возникшие на пороге возрождения Церкви в годы, когда Россия праздновала тысячелетие Крещения Руси, так и остались не разрешены. И писатель поднимал эти вопросы снова и снова в своих выступлениях и трудах. И приходил к одному выводу: мать-Церковь должна восстать в своём единстве и силе. «Ведь «Путь, Истина, и Жизнь» — это не последовательные ступени обретения покоя, а всегда, прежде всего, Путь и только тогда Истина и Жизнь».
Режиссёр Вячеслав Орехов, постоянно общавшийся с писателем по телефону, до последнего дня, слышал и понимал, что его друга последнее время тревожил только один вопрос: как он предстанет пред Богом? Уже беспокоило больное сердце. Когда-то в лице старца Николая с острова Залит Валентин Курбатов увидел «свет возраста и духа». И Валентин Яковлевич уже был осенён этим светом, он завершал своё восхождение к Богу.
Радостью жизни, удивлением и благодарностью перед ней и Творцом, создавшим её, наполнен каждый кадр фильма «Монолог». Валентин Яковлевич с радостью о Господе прожил свою яркую и непростую жизнь. Он всей своей жизнью и своим творчеством исполнил евангельские заповеди. Поэтому смерть его была благодатна — безболезненна и непостыдна, о чём он и просил Бога. «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех».
Режиссёр Вячеслав Орехов, создавший прижизненный «памятник» любимому герою, в конце трансляции произнёс удивительную фразу — эпитафию своему другу: «Ушел с цветами, с благодарностью ко всему миру».
Дорогие зрители! Трансляцию можно посмотреть в записи. Для этого перейдите по кнопке, опубликованной ниже.