Главная / Новости / Искусствовед Татьяна Мальцева о трансляции х/ф «Пять историй о Пятино» и «Тайна горы» Анастасии Новоселовой

Искусствовед Татьяна Мальцева о трансляции х/ф «Пять историй о Пятино» и «Тайна горы» Анастасии Новоселовой


      Безмерно благодарна Творческой Лаборатории «Видимое и сокровенное» и сайту «Киноканон» за очередную возможность поразмышлять на животрепещущие темы не только в православном кинематографе. Мир секулярный и мир религиозный впервые вместе подошли к одному  рубежу, за которым «жизнь кончилась, и начинается житие» (Н.Лесков «Соборяне».)  И дело не в мировой пандемии или ковиде. В один момент все вдруг поняли, что они смертны. И теперь начинается самое главное – испытание смертью. Кризис сознания. Работа над собой и выбор пути. В христианстве это путь исполнения Евангельских заповедей.

      Казалось бы, о чём это я, когда очередная тема дискуссии обозначена: «Тайна русского народа. Вера как нерушимая связь поколений». И для обсуждения взяты два  короткометражных игровых фильма Анастасии Новосёловой: «Пять историй о Пятино» и «Тайна горы». Фильмы-призёры  Международного фестиваля «Свет миру» в Ярославле – вполне успешные студенческие работы выпускницы Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения на православную тематику. Они о сохранении веры как нерушимой связи поколений. 

     Да, вот как раз об этом – о кризисе во всех сферах жизни, с болью говорят все участники дискуссии. И первой о кризисе в российском Православии среди молодёжи заговорила герой программы – режиссёр Анастасия Новосёлова. «Православие в негативе у молодёжи. Современная молодёжь не терпит морали, а признаёт только красивое», - говорит она. Поколение «селфи» верит только красивой картинке. 

     Но, может, это всего лишь алгоритм жизни, как предполагает Ирина Дядченко, педагог-религиовед, автор образовательного проекта «Берега»? Она проводит параллель с разрывом поколений ещё в конце  XIX века, когда безверие и революционность пришли на смену внешнему обрядоверию. «Болезнь роста», - поддерживает её Алексей Комов, писатель, продюсер, генеральный директор продюсерского центра «Мультимедиа» в Москве.

     Но оппозиционность в политике стала модной не только среди молодежи, но отразилась, как в зеркале, на Церкви. «Когда на Церковь идут  гонения, она бывает здоровее и чище. В спокойные времена и другое к ней отношение. Маятник качнулся» - эти размышления протоиерея Евгения Глазунова, штатного клирика Вознесенско-Георгиевского храма города Рыбинска, руководителя информационного отдела Рыбинской епархии, директора  Международного молодежного кинофестиваля «Свет миру», я считаю отправной точкой в дискуссии. 

     Кризис веры снова, как  и  более 100 лет назад, столкнулся с внешним обрядоверием при полном оппозиционном равнодушии большей половины российского населения. «Должна быть встреча с верой. Выбор веры должен идти из глубины души, тогда вера будет спасительной и настоящей», - отец Евгений видит «тайну русского народа» в Православии. Ну как тут снова не вспомнить дорогого Николая Семёновича Лескова. «Оцените же вы, господа, хоть святую скромность Православия и поймите, что верно оно дух Христов содержит, если терпит всё, что Богу терпеть угодно. Право, одно его смирение похвалы стоит, а живучести его надо подивиться и за неё Бога прославить». (Н.Лесков «На краю света»)

       И тем удивительнее размышления о русском Православии и православном кино гостя из Сербии - Горана Шимпраги, продюсера, руководителя медиацентра «Русский экспресс» в Белграде, члена жюри фестиваля «Свет миру». «Кризис православного кино существует. Он безусловен», - утверждает Горан Шимпрага. Его поддерживает,  но расширяет рамки кризиса на весь российский кинематограф продюсер Алексей Комов.

       Именно Горан Шимпрага, сравнивая Православие в Сербии и в России, делает поразительные выводы. Опыт недавних событий в Черногории, когда Православие показало свое истинное лицо, убеждает всех, что это «фундамент государственности и вечный источник жизненной энергии». Симфония государства и Церкви в Сербии так ярко и точно выражена в духовном руководстве предстоятелей Сербской  православной церкви Павла и Иринея, уже ушедших в мир иной. И так  ожидается во все времена на Руси. 

      Сакральная жертва последнего российского императора Николая II, спасшего сербов и приведшая к гибели великой Империи – ещё одна разгадка тайны русского народа. Христианская заповедь «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна: 15:13) неотделима от всей российской истории. Именно сегодня, 22 июня, спустя 80 лет с начала Великой Отечественной войны мы можем с достоинством утверждать вместе с Гораном Шимпрагой, что «благодаря подвигу советского солдата Европа была освобождена от «коричневой чумы».

      На миссию России с надеждой смотрит весь православный мир. Горан Шимпрага выражает мнение многих, говоря, что «Россия не должна создавать Рай на земле, а должна предотвращать катастрофы». Мы так и живем уже более тысячи лет, со дня Крещения Руси. И жизнь русского народа вполне можно назвать «житием» в агиографическом значении этого слова. В этом сакральный смысл и тайна русского народа.

      А в православном кинематографе «Господь сам продюсирует фильмы», как точно подметила режиссёр Анастасия Новосёлова. Промысл Божий  вспомоществует  и  всем трансляциям сайта  «Киноканон». Убеждаешься в этом каждый раз и радуешься премудрости и благости Божией. «Будем жить!» - оптимистично восклицают герои этой трансляции.  Да, будем жить во славу Божию и творить дела, составляющие основу уже нашего «жития». Ирина Дядченко глубоко уверена, что «Россия будет хранить Православие до Страшного суда».



Перейти к трансляции


Поделиться: