Главная / Новости / "Светопись своего времени". Искусствовед Татьяна Мальцева о трансляции д/ф «Надежда» режиссёра Валентины Матвеевой

"Светопись своего времени". Искусствовед Татьяна Мальцева о трансляции д/ф «Надежда» режиссёра Валентины Матвеевой


«Сама вселенная должна стать храмом Божиим»
                                                                        Трубецкой Е.Н. «Умозрение в красках»
                       

Блаженны ушедшие ко Господу во благочестии и духовной чистоте. 30 июля 2021 года, после продолжительной болезни, на 87 году жизни отошла ко Господу Валентина Ивановна Матвеева, известный питерский режиссёр-кинодокументалист. Автор 70 фильмов, Валентина Ивановна внесла, может быть, самый главный вклад в наследие православного кинематографа — цикл фильмов «Апостол Любви» о митрополите Антонии Сурожском. Вся Россия наконец-то смогла увидеть одного из ярчайших проповедников современного Православия, воплотившего в себе Любовь Христову. Для нас всех стало огромным счастьем слышать голос и видеть лицо Владыки, наполненные особой Божией благодатью.

Валентина Ивановна всегда говорила: «… нет православного кино, а есть режиссёр, исповедующий Православие». Такой она и осталась в своих самых ярких работах:  «Лик», «Надежда», «Пока звонит звонарь», «Русь ещё жива» и других фильмах.

Творческое и духовное наследие таких режиссёров, как Валентина Ивановна Матвеева, нам сегодня особенно нужны. И поэтому я с большой радостью откликнулась на очередную трансляцию Творческой Лаборатории «Видимое и сокровенное» при СК РФ, где  обсуждали фильм  Валентины Матвеевой «Надежда» (Санкт-Петербург, 2002 год).

Этот фильм стал воистину пророческим в творчестве ушедшего режиссёра. Многие зрители, в том числе и я,  узнали имя нового талантливого автора в православном кинематографе именно после «Надежды». Здесь сошлись воедино две уникальные судьбы — автора и героя — в одной теме: «Неизлечимая болезнь. От надежды к преображению». И может поэтому эффект потрясения от увиденного был особенно сильным и запоминающимся.

Дочь главной героини фильма «Надежда» Нина Солдатова вспоминает, что в одной из многочисленных паломнических поездок уже тяжело больной матери в Санаксарском монастыре схиигумен Иероним (Верендякин) сказал напутственные слова: «Цель жизни есть достигнуть Царствия Небесного». И этот путь в Вечность Надежда прошла за четыре года. Когда она заболела неизлечимой саркомой, врачи ей определяли от месяца до года жизни. 

Но приняв  оставшуюся жизнь как «дар от Бога», подаренные ей дни Надежда служила с радостью Богу и людям. И ушла ко Господу только тогда, когда полностью созрела для Вечности. Она до конца донесла свой тяжелый жизненный Крест и несомненно спаслась. 

Мы верим, что Господь принял в свои обители и режиссёра Валентину  Ивановну Матвееву.

Тема любви ко Христу и России, главная тема её героев, стала и её исповедальной темой, её завещанием нам. «Мне кажется, что и Россия, и каждый из нас, верующих, сегодня — на Кресте… Мы не доверяем Богу до конца, и от этого наши беды!.. Россию надо спасать! Россия — это последний оплот нравственности, Православия и любых гуманитарных идей в мире».

Россию надо спасать! И спасать «не законом, а благодатью», как правильно сказала  подруга главной героини Татьяна Лумме. Благодатью Святаго Духа, которую даёт только сам Господь. Уже в конце прошлого века митрополит Антоний Сурожский говорил: «Кончилось время. Впереди — вечность!» Сейчас мы это как никогда остро чувствуем. «Но готовы ли мы к Вечности? И какими туда войдем?» — вот что важно, и на это в трансляции постоянно акцентирует внимание модератор дискуссии режиссер документального кино Лия Руткис.

Может, потому не менее важной и актуальной оказалась  и проблема, положенная в основу фильма. Героиня ещё при жизни понесла наказание за совершенный по недоразумению грех — заигрывание с нечистой силой. Сейчас мир людей, в большей своей части, не боится не только заигрывать с нечистью, но безоглядно принимает сторону Зла. Мир уже лежит во зле, им сейчас правит  «Князь мира сего». Об этой серьёзнейшей проблеме в трансляции говорят  протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора г. Санкт-Петербурга и    доктор культурологии, кандидат искусствоведения, доцент, член Ученого Совета исторического факультета СПбГУ  Ольга Борисовна Сокурова.   

Преображение человека от внешней, телесной красоты к благодатному состоянию души,  к её Воскресению, от Тьмы к Свету — именно об этом фильм «Надежда». Отец Владимир Сорокин определяет миссию режиссёра в этом фильме: «Валентина Матвеева ввела зрителя в Священную историю», историю Благой вести о Спасении.

Культуролог Ольга Сокурова весь православный кинематограф определяет как «умозрение в кадрах» подобно труду  об иконе Е. Н. Трубецкого «Умозрение в красках».  Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи  как никогда перекликается с необходимостью такого вопроса в кинематографе. Эти вопросы роднит и схожее время катастрофических событий не только в России, но и во всём мире. А деятельность режиссёров, выражающих благодать Святаго Духа в своём творчестве, Ольга Сокурова назвала как «светопись своего времени».
ПЕРЕЙТИ К ТРАНСЛЯЦИИ


Поделиться: