Валерий Фомин

Валерий Фомин

Биография:

Фомин Валерий Иванович — историк кино, киновед, педагог, писатель, редактор, сценарист.

Родился 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск. Доктор искусствоведения. Член Союза кинематографистов СССР с 1973 года. Дважды избирался секретарем правления Союза кинематографистов России и дважды президентом Гильдии киноведов и кинокритиков. Член академии кинематографических искусств и наук «Золотой орел». Член киноакадемии «НИКА».

В 1957 — 1959 — студент факультета самолетостроения Казанского Авиационного института.

В 1959 — 1962 — рабочий заводов и строек Казани, Новосибирска, Красноярска.
В 1967 году окончил киноведческий факультет ВГИКа (мастерская Н. П. Тумановой).

С 1964 года публикуется в периодической печати.

В 1965 — 1968 — заведующий архивом Госфильмофонда СССР.
С 1969 по 1976 — заместитель заведующего редакции кинолитературы издательства «Искусство».
В 1971 году во ВГИКе защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по теме «Сюжет и композиция современного фильма».

С 1976 — старший научный сотрудник отдела теории и эстетики кино Научно-исследовательского института киноискусства (НИИ киноискусства).

В 1988 — 1994 — сопрезидент Гильдии киноведов и кинокритиков. Один из организаторов группы «Демократическая Россия» при СК СССР, фонда «Защита гласности», московского отделения «Саюдиса».

С 1989 по 2001 — заведующий отделом Отечественного кино, ведущий научный сотрудник НИИ киноискусства.

В 1997—1999 — редактор журнала «Киносценарии».
С 1997 по 2004 г. работал в составе комиссии по Государственным и Президентским премиям РФ (секция кино и телевидения).

С 2000 — профессор, заместитель заведующего кафедрой менеджмента в кино и телевидении Государственного университета управления.

Автор книг по истории отечественного кино. Хронологические рамки исторических исследований Фомина охватывают всю историю отечественного кино от момента его рождения и до наших дней. Валерий Фомин одним из первых заговорил о наиболее драматичных моментах истории советского кино, которые длительное время были скрыты от широкой общественности. 

Основными работами в этой области стали масштабные проекты: пятитомная «Летопись Российского кино», «История Союза кинематографистов СССР», серия «Полка», книги «Кино на войне», «Цена кадра», «Кинематограф „оттепели“. Документы и свидетельства», «Кино и власть», цикл документальных фильмов «История киноначальников. Строители и перестройщики» и др.

Под руководством Фомина осуществлено также коллективное исследование «От Ханжонкова до Голутвы», в котором впервые в отечественном киноведении история российского кино рассмотрена как история всей киноотрасли. В целях популяризации истории отечественного кино, помимо печатных СМИ, Фомин активно использовал и другие формы просветительской работы.

В 1990-х годах Валерий Фомин стал организатором выставок, знакомящих зрителей с малоизвестными страницами отечественного кинематографа. Так, в рамках фестиваля «Кинотавр» (1995) прошла выставка «Свобода в клетке. Тайная история советского кино»; «Таланты и полковники. Выставка неизданной книги» (1995, ЦДК); «Мы и Они. Международные связи советского кино» (1996, ММКФ); «Ностальгия по Тарковскому» (1995, Каменск-Уральский); на Международном кинофестивале «Сталкер» (1996) демонстрировалась коллекция экспонатов «От камеры до камеры. Добро пожаловать в киноГУЛАГ»; «Кино в законе. Закон в загоне» (1996, ЦДК).

Валерий Фомин является автором идеи документального проекта (девять фильмов; хронометраж фильма: 39 мин.) о ситуации в отечественной киноотрасли в ХХ веке (от 1920-х и до лихих 1990-х) и ее руководителях «История киноначальников, или Строители и перестройщики»; художественный руководитель проекта Андрей Шемякин. Фильмы демонстрировались в эфире ГТРК «Культура» в 2008–2011 годах.

Принимал участие в создание интернет-проектов и документальных фильмов: «„Из жизни планет“. Музыкальное посвящение неснятым фильмам»,"Цена кадра: каждый второй ранен, каждый четвертый убит« (онлайн-проект, посвященный памяти создателей фронтовой кинолетописи), „Экспозиция войны“ (2018; фильм о боевом пути и судьбах фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны) и др.

Валерий Фомин — инициатор установки в Москве памятника фронтовым кинооператорам Великой Отечественной войны. В течение последних 15-ти лет им издан ряд монографий по истории фронтовой кинохроники периода Великой Отечественной войны.

В 2018 году председатель жюри Всероссийского Шукшинского кинофестиваля, который проводится ежегодно на Алтае.

В настоящее время сотрудник Государственного центрального музея кино, готовит интернет-публикацию полной коллекции сохранившихся монтажных листов советских фронтовых операторов 1942–1945 гг.

В 2019 году Центральный государственным музеем кино издана книга Валерия Фомина „История российской кинематографии. 1941–1968“, которая охватывают три периода — годы Великой Отечественной войны, послевоенный период и эпоху „хрущевской оттепели“. Каждый раздел книги дополняется подборкой архивных документов, публикуемых впервые.


Фильмография:


Кино на войне. Часть 2. Лекции Валерия Фомина (2021)
Кино на войне. Часть 1. Лекции Валерия Фомина (2021)


2007 — Александр Ханжонков. Последний император (фильм 1-й документального проекта «История киноначальников, или Строители и перестройщики» (о ситуации в отечественной киноотрасли в ХХ веке (от 1920-х и до лихих 1990-х) и ее руководителях); производство: ООО «Студия Андрея Шемякина» по заказу ГТРК «Культура»; автор идеи В. Фомин, автор сценария А. Шемякин при участии Н. Яковлевой; режиссер А. Ладога; монтаж: А. Демидов

2008 — 30-е. Борис Шумяцкий. История советского Голливуда (фильм 3-й документального проекта «История киноначальников, или Строители иперестройщики»); производство: ООО «Студия Андрея Шемякина» по заказу ГТРК «Культура»; автор В. Фомин; режиссер Д. Лавриненко; редактор хроники Н. Яковлева; монтаж: А. Домбровский, И. Гафиров

2008 — 40-е: Иван Большаков. Киномеханик Сталина (фильм 4-й документального проекта «История киноначальников, или Строители и перестройщики»); производство: ООО «Студия Андрея Шемякина» по заказу ГТРК «Культура»; автор В. Фомин; режиссер А. Голикова; редактор хроника Н. Яковлева; монтаж: А. Пасечный

2008 — 50-е: Иван Пырьев. Иван-строитель (фильм 5-й документального проекта «История киноначальников, или Строители и перестройщики»); производство: ООО «Студия Андрея Шемякина» по заказу ГТРК «Культура»; автор В. Фомин; режиссер А. Ладога; редактор хроника Н. Яковлева; монтаж: А. Домбровский

2011 — 60-е: «Оттепель», или Тайные стратегии обновления (фильм 6-й документального проекта «История киноначальников, или Строители иперестройщики»); производство: ООО «Студия Андрея Шемякина» по заказу ГТРК «Культура»; автор идеи В. Фомин; авторы сценария: В. Фомин, Д. Хренова; режиссеры: А. Шувиков, Д. Хренова; редакторы хроники: Б. Борисов, М. Еременко; монтаж: А. Домбровский

2011 — 70-е: Золотой век «застоя». Филипп Ермаш и Владимир Баскаков (фильм 7-й документального проекта «История киноначальников, или Строители и перестройщики»); производство: ООО «Студия Андрея Шемякина» по заказу ГТРК «Культура»; автор идеи В. Фомин, авторы сценария: А. Шемякин, Д. Хренова; режиссер А. Голикова; монтаж А. Домбровского

2011 — 80-е: Гибель империи Филиппа Ермаша (фильм 8-й документального проекта «История киноначальников, или Строители иперестройщики»); производство: ООО «Студия Андрея Шемякина» по заказу ГТРК «Культура»; автор идеи В. Фомин, автор сценария М. Косинова; режиссер А. Голикова; редакторы хроники: Б. Борисов, М. Еременко; монтаж: А. Домбровский, И. Волков

2011 — 90-е: Перемена участи (фильм 9-й документального проекта «История киноначальников, или Строители и перестройщики»); производство: ООО «Студия Андрея Шемякина» по заказу ГТРК «Культура»; автор идеи В. Фомин, авторы сценария: Д. Хренова, А. Шемякин; режиссеры: Н. Журавлева, Д. Хренова; редакторы хроники: Б. Борисов, М. Еременко; монтаж: А. Пасечный, А. Домбровский

2018 — Грёзы о советском Голливуде (фильм 1-й проекта Валерия Фомина «Наше кино. Чужие берега»); производство: ООО «Студия Андрея Шемякина» по заказу ГТРК «Культура»

2018 — Мы на горе всем буржуям… (фильм 2-й проекта Валерия Фомина «Наше кино. Чужие берега»); производство: ООО «Студия Андрея Шемякина» по заказу ГТРК «Культура»; режиссер Е. Демидова; звукорежиссер В. Брус; худ. руководитель А. Шемякин; продюсеры: Н. Лисовская, В. Голиков

2018 — Дружба заклятых врагов (фильм 3-й проекта Валерия Фомина «Наше кино. Чужие берега»); производство: ООО «Студия Андрея Шемякина» по заказу ГТРК «Культура»; режиссер А. Голикова; звукорежиссер В. Брус; худ. руководитель А. Шемякин; продюсеры: Н. Лисовская, В. Голиков

2018 — Смерть на взлёте (фильм 4-й проекта Валерия Фомина «Наше кино. Чужие берега»); производство: ООО «Студия Андрея Шемякина» по заказу ГТРК «Культура»; режиссер С. Карчевина; звукорежиссер В. Брус; худ. руководитель А. Шемякин; продюсеры: Н. Лисовская, В. Голиков

2021 — На пепелище (о первом послевоенном десятилетие, которое вошло в историю советского кинематографа как эпоха «малокартинья»); фильм 5-й проекта Валерия Фомина «Наше кино. Чужие берега»; производство: ООО «Студия Андрея Шемякина» по заказу ГТРК «Культура»

2021 — После золота серебро (о кинематографе «оттепели», который стал серебряным веком нашего кино); фильм 6-й проекта Валерия Фомина «Наше кино. Чужие берега»; производство: ООО «Студия Андрея Шемякина» по заказу ГТРК «Культура»

2021 — Наш паралич лучший в мире (о 70-х годах ХХ века в советском кинофильм 8-й проекта Валерия Фомина «Наше кино. Чужие берега»); производство: ООО «Студия Андрея Шемякина» по заказу ГТРК «Культура»

2021 — Цена свободы (о «перестройке» в кинематографе); фильм 8-й проекта Валерия Фомина «Наше кино. Чужие берега»); производство: ООО «Студия Андрея Шемякина» по заказу ГТРК «Культура».


Признание и награды:

1977 — 1-я премия Союза кинематографистов СССР (лучшие работы года в области кинокритики и кинотеории — за книгу «Пересечение параллельных» (1976))
1996 — Диплом правозащитного кинофестиваля «Сталкер» (за выставку «От камеры до камеры»)
1996 — Приз кинопрессы (За лучшую книгу года о кино («Кино и власть. Советское кино: 1965–1985 годы»))
1997 — Премия Гильдии киноведов и кинокритиков России (В номинации «Книги по истории и теории кино» («Кино и власть. Советское кино: 1965–1985 годы»))
1998 — Премия Гильдии киноведов и кинокритиков России (В номинации «Книги по истории и теории кино» (за составление и комментарий книги «Кинематограф оттепели. Документы и свидетельства»))
2001 — Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России (за цикл архивных публикаций о фронтовых кинооператорах в газете «Экран и сцена»)
2001 — Диплом международного фестиваля актеров кино «Созвездие» («За служение искусству и культуре»)
2001 — Приз кинофестиваля архивного кино «Белые Столбы» (в номинации «За вклад в историю и теорию кино»)
2002 — Медаль имени А. А. Ханжонкова (Киновидеоцентр национальных кинематографий и Гильдия организаторов кинопроизводства, кинопроката и кинопоказа России) («За увлекательное жизнеописание истории Союза кинематографистов»)
2002 — Премия Гильдии киноведов и кинокритиков России (за книгу «Правда сказки. Кино и традиции фольклора»)
2003 — Приз Виктора Демина (кинофестиваль архивного кино «Белые Столбы») («За большой вклад в отечественное киноискусство»)
2004 — Медаль «Поднимая мир сердцем единства» (Центр Шри Чонмоя)
2005 — Премия Гильдии киноведов и кинокритиков России (за книгу «Летопись Российского кино.1863–1929»)
2006 — Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России (за книгу «Кино на войне. Документы и свидетельства»)
2010 — Премия Гильдии киноведов и кинокритиков России (за книгу «Василий Шукшин. Жизнь на экране» (совм. с Е. Огневой, И. Коротковым))
2012 — Диплом Алтайского Демидовского фонда (за книгу «Иван Пырьев. Правда творчества» (совм. с Е. Огневой, И. Коротковым))
2014 — Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России (как автору и участнику коллективного исследования «История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат („От Ханжонкова до Голутвы“))
2015 — Приз „Слон“ Гильдии киноведов и кинокритиков в номинации „МАСТЕР“ (за книгу „Пересечение параллельных-2“)
2016 — Приз „Слон“ Гильдии киноведов и кинокритиков в номинации „SINE CHARTA“ („Без бумаги“) (за цикл документальных выставок „Плачьте, но снимайте!..“ („Советская фронтовая кинохроника 1941–1945 гг.“), посвященных 70-летию Победы)
2017 — Приз „Слон“ Гильдии киноведов и кинокритиков в номинации „Персоналии“ ((совм. с М.И. Косиновой) за книги „Как снять шедевр. История создания фильмов Андрея Тарковского, снятых в СССР. ‚Иваново детство‘, ‚Андрей Рублев‘“ и „Музыка Баха звучит как-то не по-советски… История фильмов Андрея Тарковского, снятых в СССР. ‚Солярис‘, ‚Зеркало‘, ‚Сталкер‘).


Поделиться: