Главная / Профессионалы / Режиссеры / Александр Свешников

Александр Свешников

Александр Свешников

Биография:

Родился в Москве 14 марта 1965 года. 
 
Окончил школу в 1982 году. Также получил диплом в музыкальной школе по классу фортепиано. 
Сразу после школы Александр поступил работать на главную студию страны — «Мосфильм» в начале постановщиком-декоратором, затем осветителем. Участвует в съёмках многих отечественных фильмов. Но, по его собственному признанию, лишь работа с Марленом Хуциевым и Отаром Иоселиани была интересной и полезной для будущего режиссёра.
 
Снимать фильмы начал ещё в школе. Первым «серьёзным» любительским фильмом был двухсерийный «Дон Кихот», где сам Александр играл главную роль, а его мама Ирина Вацлавовна — Санчо Пансу.
 
По словам самого Александра, этот фильм, снятый на советскую черно-белую восьмимиллиметровую плёнку — для него самый лучший и самый дорогой.
 
После службы в армии, параллельно работе на «Мосфильме», Александр с группой единомышленников создаёт несколько игровых кинофильмов — «Клетка», «Откровение», «Самолет».
 
Фильм «Самолёт», работа над которым продолжалась почти семь лет, стал первой работой, открывшей Свешникова зрителю, правда, пока только фестивальному. Благодаря Марлену Хуциеву фильм был показан на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге в 1994 году, где имел успех и получил приз «За талант и профессионализм».
 
Ещё в 1976 году Александр организовал свою домашнюю любительскую киностудию. В 1978-м, после смерти актёра Владислава Дворжецкого, он назвал её именем В. Дворжецкого. Бренд «Студия имени Владислава Дворжецкого» существует до сих пор.
 
C 1992 по 2002 год Студия имени В. Дворжецкого располагалась в стенах Московского клуба кинолюбителей, являясь по сути её творческой мастерской. За это время были сделаны игровой фильм «Озеро» и множество документальных работ, участвовавших в любительских и профессиональных кинофестивалях и смотрах и получивших призы и награды.
 
С 2003 года Студия стала «независимой» и вышла из стен Клуба кинолюбителей.
 
Фильм «Озеро» стал последним игровым фильмом Александра. По признанию Свешникова, он разочаровался в игровом кино, и все силы направил на съёмку фильмов о природе и о людях, живущих в гармонии с ней.
 
Александр осуществляет десятки киноэкспедиций в самые малоисследованные уголки России. Это Север России, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Особое место в географическом плане занимает Восточный Саян, где в течение двух летних (2004 и 2007 гг) и одной зимней (2012 г) экспедиций снято семь фильмов.
 
С 2006 года Александр тесно сотрудничает со студией «Золотая лента» и её главным режиссёром и продюсером, известным кинодокументалистом Евгенией Головня.
 
Как оператор, снимает фильмы студии «Город Киренск и его обитатели» (1997) (в нём же — режиссёр монтажа), «Поймать обезьяну» (2008), «Билет в одну сторону» (2012), «Смоленская Швейцария» (2014).
 
С 2011 по 2016 год работает в качестве режиссёра с Издательским Домом «Комсомольская правда». Кроме «заказных» фильмов (серия «Первопроходцы Дальнего Востока», ему удаётся сделать с «Комсомолкой» и два авторских фильма — «Люди плато Путорана» (2014) и «Миссия (2016). Оба фильма имеют большой резонанс, широко демонстрируются на кинофестивалях и телеканалах, получают заслуженные призы и награды.
 
В 2011 году в издательстве «Вече» выходит художественный роман Свешникова «Сибирская одиссея» (авторское название — «Путь к людям»), а в 2016 — в «Комсомольской правде» — красочный иллюстрированный альбом «Чарская котловина — уникальный географический район России», для которого Свешников написал текст.
 
Жанр создаваемых Александром Свешниковым фильмов можно определить, как философская документалистика. Все фильмы режиссёра — это сплав документального кино и постановочного. В фильмах «Охотник» (2012), «Миссия» (2016), «Страсти по Аралу» (2018) это проявляется особенно ярко. 


Поделиться: