Главная / Комиссия / Проекты / Видимое и сокровенное

Видимое и сокровенное

Одна из задач творческих союзов — формирование профессиональной среды для общения и обмена информацией. По сути — Союз кинематографистов РФ является большим творческим киноклубом, который формирует свои объединения по интересам — цеховым, видовым, мировоззренческим. Есть гильдии, комиссии и ассоциации. Более 6 лет существует при СК России Клуб православных кинематографистов, который создал свою Творческую лабораторию «Видимое и сокровенное». Предлагаем вашему вниманию информацию о работе этого объединения. Предлагаем вашему вниманию отчет о деятельности творческой лаборатории «Видимое и сокровенное» (ТВ-канал Лаборатории в Youtube с видеоотчетами о детятельности смотрите здесь).

1.Идеологии — да!
Актив нашей Творческой лаборатории свою работу и свои планы строил, опираясь на понимание той задачи, которую Иван Ильин и о. Василий Зеньковский определили для грядущей России как главную: «воцерковление культуры». Этот вывод выдающихся русских мыслителей ХХ века подтвердил в наши дни Святейший Патриарх Кирилл, ясно сказав о том, что необходимо «воцерковление не только личности, но и общества, воцерковление культуры» (http://www.pravoslavie.ru/64693.html). Иными словами, недостаточно, чтобы воцерковлённые личности трудились внутри разцерковлённой культуры, пытаясь вырастить среди засилья сорняков свою индивидуальную спасительную грядочку.
Русское кино имеет некое знамение надежды — в центре первых киносъемок на Русской Земле — святой человек: 1896 год, Венчание на царство Помазанника Божия Государя Императора Николая Второго… И — словно прямое продолжение того же знамение надежды — именно в России через сто лет, разрывая своим тельцем эти языческие одежки «праздника Ваала», родилось уникальное явление мировой культуры под названием «Православный кинематограф».
Из горчичного зерна прорастает огромное древо экранного искусства не от мира сего, которое ставит себе целью «правильно славить Бога». Славить не только в одах и гимнах, но в видении мира и смысла истории, в свидетельствах о Евангелии, о Христе. Славить на экране Бога даже в горестях и скорбях, в драматургии спасения и драматургии погибели, в человеческих судьбах и судьбах народов, запечатленных тайной соединения Промысла Божьего с благоговением перед свободой, дарованной человеку…
 
2. Вопросы, остающиеся пока для нас без ответов

 
Воцерковлению подлежат не профессиональные и общественные группы, а только конкретные люди.
Невозможно воцерковление и спасение сообществ; возможно воцерковление и спасение только конкретных людей». http://msobor.ru/comments/42
Но остается вопрос: существует ли — как нечто реальное и единое — «соборные личности» — народа, некого его «колена», фамильного рода, крестьянской общины, трудового коллектива, творческого сообщества? Или всё это только россыпь конкретных людей, которые воцерковляться могут только индивидуально?
По сути, ответы на эти вопросы мы и искали вместе во всех обсуждениях нашей Творческой лаборатории, поскольку само кино по своему промыслительному устроению — дело коллективное или, говоря точнее, соборное.
Вот темы уже состоявшихся наших встреч.

3. Обсуждаемые темы, список которых должен быть продолжен в будущем
1. «О кино и драматургии спасения». Часть 1 «Промысел Божий». Беседа киноведа Татьяны Москвиной-Ященко со сценаристом и режиссером Валерием Деминым.
2. «Православное понимание эсхатологии». Встреча с режиссером документального кино «Это я, Апокалипсис» Никитой Вороновым.
3. «Исповедь сценариста», встреча с профессором Леонидом Нехорошевым
4. «Диалог автора и киноведа», беседа Татьяны Москвиной-Ященко со сценаристом и режиссером Валерием Залотухой.
5. «Созерцание и познание», разговор киноведа Татьяны Москвиной-Ященко с документалистом Борисом Криницыным.
6. «Четверть века с православным кино». Секция «Православие и кино» в рамках Рождественских образовательных чтений 2015 г. работала под руководством прот. Андрея Ткачева два дня. Была показана двухдневная кинопрограмма, состоялись встречи с авторами фильмов и круглый стол по проблемам развития духовного кинематографа, форм его проката.
7. «Надлежит быть и разномыслиям между вами». Просмотр и обсуждение художественно-документального фильма Бориса Лизнева о протопопе Аввакуме «Звезда утренняя».
8. «Православие и кино в одной упряжке: водовоз и трепетная лань?», просмотр и обсуждение фильмов Натальи Кононенко и Александра Столярова (состоялось с участием о. Андрея Ткачева)
9. «Без претензий?» Из потока фильмов православных фестивалей. (состоялось с участием о. Кирилла Сахарова)
10. «Поиски православной кинообразности». Фильмы документалиста Николая Раужина
11. «Предложение жанра: актуальная археология документального кино». Опыт кинематографического переосмысления Валерием и Людмилой Демиными давнего фильма и рождение на этой основе новой картины.
12. «Незамеченный гений». Просмотр и обсуждение документального фильма Елены Дубковой и Людмилы Коршак об Андрее Деникове «Там, где бьется сердце» (состоялось с участием Лины Мкртчян)
13. «Честный фильм о священнике?», просмотр и обсуждение игрового фильма реж. Джона Мак Доны «Голгофа»
14. «О формах и способах взаимодействия телевидения и кино». Просмотр и обсуждение документального фильма Алексея Денисова «Окаянные дни Ивана Бунина».
15. «Вечер памяти кинорежиссера Никиты Воронова». Просмотр и обсуждение последнего документального фильма автора «Часы и годы».
16. «Традиции и новации в православном кино: культура, общество, личность». В рамках Рождественских образовательных чтений 2016 г. представлена двухдневная кинопрограмма секции «Православное кино» (с обсуждениями после просмотров) и прошла дискуссия в формате круглого стола. Мероприятие вели священник Владимир Соколов и кинорежиссер Наталья Кононенко.
17. «Церковь и государство. Проблема личного выбора. Особенности повествовательной структуры и ее значение для фильма». Мастер-класс кинокритика Евгении Леоновой, Тема раскрыта на примере фильма «Девятый день», режиссер Фолкер Шлендорф (2004 г.).
18. Просмотр и обсуждение документального фильма «Атлантида Русского Севера» молодых авторов — Глеба Кузнецова и Софьи Горленко.
19. «История, вера, промысел Божий и кино», гость — известный киновед, историк кино, продюсер, режиссёр Виталий Трояновский — представил фильм, посвящённый будущему России, связи будущего и прошлого.
20. Участие Творческой лаборатории в православном фестивале «Артос» в формате кинолектория. Документальный фильм «Брат твой Каин», режиссер Ирина Васильева. Документальный фильм «Папа, здравствуй…» режиссер Наталья Кононенко. Встреча зрителей с создателями фильмов и обсуждение.
21. Международный марафон духовного кино. Спецпоказы «Пасха сорок пятого года» (режиссер Борис Криницын, 2006). Фильм «Эхо» (режиссер Николай Раужин, 2013) о семье священников Правдолюбовых.
22. «Жизнь как фильм. Кино как Тайна. По обе стороны экрана». Вечер свидетельств кинематографистов и участников киноклубов в жанре соразмышления вели киновед Татьяна Москвина-Ященко и сценарист и режиссер Валерий Демин.
23. «Православное кино — как это начиналось?» Вечер воспоминаний о первых православных кинофестивалях в Москве «С нами Бог». Вели киновед Татьяна Москвина-Ященко и сценарист и режиссер Татьяна Карпова.
По материалам творческих встреч 2010 — 20016 г. г.
Валерий Демин, Татьяна Мосвина-Ященко
Поделиться: