Главная / Новости / В Кемерово представлен доклад о воспитательном потенциале образовательных кинолекториев

В Кемерово представлен доклад о воспитательном потенциале образовательных кинолекториев


Вернуть в кино настоящего героя

 
Комиссия «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» СК России представила на вебинаре в Кемерово доклад о воспитательном потенциале образовательных кинолекториев. Организатор кинолектория — Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования».  
 

15 февраля, в преддверии Дня защитника Отечества, состоялся онлайн-вебинар «Совесть и моральный долг»,  посвященный вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в рамках профессиональной образовательной организации. Организатор и участники мероприятия — преподаватели ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования». С докладом «Духовно-нравственное и просветительское кино как средство воспитания и один из инструментов развития духовного потенциала человека» выступила в режиме онлайн Ирина Николаевна Дядченко, член Комиссии Союза кинематографистов, кинопродюсер, педагог-религиовед, автор образовательного проекта «Берега» им. Дарьи Дугиной.

Ирина Дядченко занимается вопросами кинопедагогики уже более 15 лет, в том числе как автор и идейный вдохновитель программы «Кино в сети» на телеканале «Союз».

 
Кинолекторий как одно из направлений кинопедагогики
 

Спикер рассказала о проекте образовательных кинолекториев, которые с прошлого года проводятся на базе учебных учреждений Кузбасса, Москвы и других регионов.

За тематическим просмотром фильма, который презентует режиссер или модератор показа в формате офлайн или онлайн, следует дискуссия с живым участием зрителей: студентов, кадет, школьников.

По словам Ирины Николаевны, кино выходит на первый план по сравнению с другими видами искусства, так как современный молодой человек — в большей степени визуал, привыкший воспринимать информацию через «картинку».

— Не случайно в 2022 году президент России Владимир Путин поручил обеспечить организацию цифрового контента, медиапродуктов, направленных на духовно-нравственное воспитание молодежи, — отметила спикер.

 
Подбор фильма с учетом целевой аудитории
 

Ирина Дядченко заострила внимание на том, что в программу кинолекториев входят документальные фильмы, рекомендованные к просмотру подросткам и молодежи. Комиссия «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» Союза кинематографистов России предоставляет тематические списки фильмов, лауреатов и призеров отечественных кинофестивалей, отобранных профессиональным экспертным сообществом. 

Один из важных этапов — именно выбрать фильм. И здесь нельзя ошибиться.

— Кино — сложное искусство, как говорят психологи, особенное. Оно влияет практически на все органы восприятия, — отметила кинопродюсер.

Картины должны быть яркими, эмоциональными, с выразительным киноязыком, с характерными героями. 
 
Как выйти из системы постмодерна?
 

Ирина Дядченко отметила, что, занимаясь кинопедагогикой, мы не можем «выпрыгнуть» из контекста современности. Эпоха постмодерна навязывает обществу свои «ценности», направленные на утрату основополагающих смыслов, ориентиров, идеалов. Это находит отражение и в искусстве, в кинематографе в том числе: размываются границы между добром и злом, зачастую происходит романтизация персонажей с асоциальным поведением и набором отрицательных качеств. 

Многие представители творческих профессий, в том числе режиссеры, стремясь идти в ногу со временем, увы, встают на путь антикультуры, работая под запрос аудитории, — отметила спикер, — антикультура разрушительна, так как воздействует на душу и дух, на сознание. Поэтому задача кинопедагогики — противопоставить антигерою настоящего героя. А для этого и нужно выбрать правильный фильм, учиться считывать подтексты, не сразу заметные обычному зрителю (в качестве примеров скрытых смыслов и подтекстов спикер привела прекрасно технически сделанную картину «Последний герой», где как бы между прочим среди отрицательных персонажей появляется Добрыня Никитич).

Именно поэтому важно доверить подбор фильма экспертам, считает она. 

Правдивое кино
 
Для кинолекториев эксперты рекомендуют документальные фильмы. Почему документальные?
— Сегодня они наиболее правдивы, реалистичны, — говорит Дядченко, — видны искренние эмоции и переживания героев, которым веришь. Есть эффект присутствия. Зритель погружается в пространство по ту сторону экрана.
— Документальные фильмы сегодня нужны как отражение действительности, — заключила она, — они могут оказать огромное влияние на формирование мировоззрения молодых людей, а мировоззрение ведет к поступкам.
 
Соучастники творческого процесса
 

В конце доклада Ирина Николаевна отметила, что для молодых людей важно не только участвовать в просмотрах, но и пытаться создать свой фильм, стать соучастниками творческого процесса.

— Такой опыт помогает детям иначе воспринимать кино с экрана, — сказала она.

Ирина Дядченко предложила участникам вебинара посмотреть небольшой мультфильм «Итальянец», созданный 14-летней девочкой Александрой Крень на студии «Совенок». Школьницу вдохновило пронзительное стихотворение Михаила Светлова — драма советского солдата, вынужденного убить врага, которым оказался молодой итальянский парень. Для нее стало открытием, что во время Великой Отечественной войны большие дивизии итальянцев воевали на стороне фашистской Германии, как, собственно, и сейчас большое количество иностранных наемников воюет против России в зоне СВО.


Такая форма очного взаимодействия вызвала большой интерес у педагогов. Модератор дискуссии, методист Центра методического сопровождения профессионального образования Кристина Ярославовна Джус, предложила сделать проведение подобных вебинаров с участием кинематографистов ежемесячной практикой. 

Материал подготовлен Ольгой Соколовой







Поделиться: