Главная / Новости / Интервью. Режиссер Альберт Самойлов: «На этих встречах со студентами мне важно не себя показать, а послушать их…»

Интервью. Режиссер Альберт Самойлов: «На этих встречах со студентами мне важно не себя показать, а послушать их…»


Худрук «Дальневосточной киностудии» — о встречах с молодежью, особенностях жизни на Дальнем Востоке и причинах «расширения вселенной»



Режиссер документального кино и художественный руководитель «Дальневосточной киностудии» в Хабаровске Альберт Самойлов — один из авторов историко-просветительского цикла неигровых национальных видеофильмов, считает себя летописцем эпохи и своего родного Хабаровского края и всего Дальнего Востока. На счету его студии — несколько десятков фильмов об истории, культуре, природе, экологии этого далекого и уникального региона и, конечно, о людях. Но одними только съемками кино Альберт не ограничивается. Он старается донести свое видении мира и свои ценности в том числе до молодежной аудитории — организует показы и обсуждения фильмов в университетах и военных частях. О том, как происходит это сотрудничество, находит ли оно дорогу к сердцам и умам молодого поколения, а также о важности построения единых культурных связей в стране, Альберт Самойлов рассказал в интервью «Киноканону».
 

«Зациклены на себе»

 


— Вы на регулярной основе организуете показы своих фильмов для студентов дальневосточных университетов, выступаете перед военнослужащими. Как возник этот проект? 
 
— Я родился и вырос в Хабаровске, этой мой родной город. Я долго живу в нем и работаю для него. Как режиссер я себя позиционирую продолжателем традиций Дальневосточной студии кинохроники — в советские времена была такая знаменитая студия, я на ней рос как режиссер и оператор, и оттуда меня отправили учится во ВГИК. За все эти годы я оброс связями, и наша собственная ООО «Дальневосточная киностудия», которую мы с моей супругой Анной Самойловой создали в 2007-м году, сотрудничает с целым рядом вузов и культурных учреждений — Дальневосточной государственной научной библиотекой, государственным архивом Хабаровского края, краеведческим и дальневосточным художественным музеями.  
 
Сотрудничество с Тихоокеанским государственным университетом (ТОГУ) и воинскими частями тоже складывалось постепенно, нельзя сказать, что это был какой-то заранее продуманный проект. Меня как действующего кинорежиссера и художественного руководителя «Дальневосточной киностудии» начали приглашать к студентам и новобранцам их преподаватели и наставники. 
 
В 2016 году наша студия сделала фильм «Репортаж из рая» о хабаровском художнике Александре Лепетухине, который преподавал в ТОГУ графику, когда он еще назывался пединститутом. На премьере были преподаватели, которые работали с Александром Петровичем, фильм всем понравился, и его стали каждый год показывать студентам. 
 
Когда Александр Петрович еще был жив, он меня познакомил с проректором по воспитательной работе, и я ему предложил на выбор список фильмов студии по истории России и Дальнего Востока, о природе и экологии. Например, кафедру восточных языков заинтересовал фильм «Миссия дружбы» про отношения России и Японии. 
 


— Как проходит общение с молодой аудиторией? Как она реагирует на ваши фильмы и рассказы? Получается ли диалог? 
 

— Вы знаете, по моим ощущениям, у современных студентов и в целом молодых людей при всех их положительных качествах есть одна досадная особенность — они слишком зациклены на себе. Не очень охотно включаются в темы, которые напрямую их не касаются, и нужно время, чтобы их раскачать и вовлечь в разговор.
 
На этих встречах я говорю не только о фильме, стараюсь заинтересовать ребят разговором о них самих и о том, что им близко, что вызывает живой отклик. Начинаю их провоцировать на рассказ об их собственных интересах, ставлю себя на их место. Все это помогает нам сблизится и преодолеть первоначальный барьер. 
 
 —  А после того, как Вы их вовлекли, о чем они спрашивают, что их цепляет?
 
— Их цепляет, что к ним пришел живой кинорежиссер, это любопытно. Зачастую настоящее общение начинается тогда, когда формальная часть встречи закончилась, и в зале выключили свет, разошлись преподаватели. После этого они начинают подходить рассказывать о своём пути в искусстве, интересуются технологией создания кино, режиссурой, монтажом. Эту неофициальную часть общения обычно и можно занести в плюс. 
 

«Сверхзадача — это нескромно…»

 


— Насколько духовно-нравственное и просветительское кино, которое Вы снимаете, помогает в работе со студентами и в целом с современной молодежной аудиторией? Как влияет на их умы и души? 
 
 — На документальные фильмы в чистом виде, где нет закадрового голоса, они реагируют с трудом, я вижу это по их лицам. Студентам с клиповым мышлением трудно смотреть, не отрываясь от экрана, дольше десяти минут, и, конечно, такие фильмы с трудом пробивают дорогу. Но вы знаете, если в зале сидят 30 человек и из них 4-5 внимательно смотрят, то это уже хороший процент.
 
Просветительские фильмы, где диктор все объясняет, для них более понятны. Даже преподаватели после просмотра иногда говорят, что о многих фактах из истории Дальнего Востока они не знали или не представляли, как это происходило в реальности: территория огромная, многие места недоступны для пешего похода. А увидев на экране, они с лёгкостью представили, как это было. 
 


— Делать такие встречи для Вашей студии — это дополнительные затраты времени и сил. В чем Вы видите свою просветительскую сверхзадачу?
 

— Сверхзадача — это громко сказано. Не могу говорить об этом такими высокопарными эпитетами, это было бы нескромно. Я всегда говорю, что моя задача простая — это кинолетопись страны и происходящих в ней событий как можно ближе к реальности. Мы — документалисты, документируем эпоху. Даже если мы снимаем фильмы о животных, то стараемся говорить не столько о них, сколько о людях, которые ими занимаются или за ними ухаживают. Я запечатлеваю людей — моих современников для того, чтобы через сто лет наши потомки могли это все увидеть. 

Например, военнослужащим мы показывали фильм «Взорванная весна» к 40-летию событий на острове Даманский (вооружённые столкновения между СССР и КНР 2 и 15 марта 1969 года в районе острова Даманского на реке Уссури в 230 км южнее Хабаровска — «Киноканон»). Командир новобранцев пригласил их посмотреть фильм, и понятно, что молодые военнослужащие ничего не знают о тех событиях. Я им говорю: ребята, это фильм о поколении людей, которым было, как и вам, по 20 лет, и они попали в зону боевых действий, где была стрельба, кровь, смерть, и это поколение потом страна забыла. Даманские события были под запретом, и их участников тогда даже к ветеранам войны не причислили. 

Я стал проецировать эти события на тех, кто был в зале: понимаете, говорю, я снял фильм о людях, которые были на распутье. Молодые солдаты поначалу не реагировали, потом включились, стали рассказывать о себе, о том, как они служат, и стали сравнивать себя с героями фильма. Потом провели мне экскурсию по казарме, показали, как они живут, где у них физкультура, где они спят, а я им рассказывал, как я служил в рядах Советской Армии. Обошли всю казарму вдоль и поперек. Мне важно в этих встречах — не себя показать, а их послушать. 


«Москва в одну сторону, Урал — в другую…»

 


— Как вы думаете, почему молодым людям, студентам, так трудно ассоциировать себя с тем, что происходит на экране? Почему им трудно поставить себя на место героев?
 

— Я могу предположить, что это все из-за образования, уровень которого за последние годы, по всей видимости, сильно упал. Плюс слишком большие расстояния между нашими культурными центрами — связь между разными частями страны разорвана. 

У нас даже ближайший к нам городской культурный центр — Владивосток — это уже другой регион, 800 километров от Хабаровска. Благовещенск — тоже 800 км. Это города, где более-менее развита культура и течет культурная жизнь. Люди чувствуют себя оторванными от цивилизации. 

И в целом они мало знают или вообще не знают историю. Из сорока студентов о даманских событиях знали один или два человека. В целом упал уровень образования и культуры, и поэтому им сложно воспринимать что-либо, что не касается их повседневной жизни. 

Я и сам с 2000 годов ощущал себя в стране как во вселенной, которая расширяется: Москва летит в одну сторону, Урал — в другую, а Дальний Восток — в третью. Мы себя не ощущали единым культурным пространством. 

 
— А сейчас?
 


— Сейчас происходит все-таки какое-то сращивание. Потихонечку. У нас в Хабаровске, насколько я знаю, постановлением правительства в 2024 году будет открыт филиал ВГИКа и Щукинского училища. Филиал московской консерватории, по-моему, во Владивостоке уже открыт. Но это только сейчас происходит, с 2000 года уже выросло целое поколение. У нас до сих пор нет единой культурной программы. Сейчас кто-то пытается об этом говорить, что регионы наши не должны чувствовать себя оторванными.  

Вот в Москве 1 июня открылся международный кинофестиваль «Грачевский». У нас там фильм в конкурсной программе. Мы не можем его представить просто потому, что у нас нет денег долететь до Москвы. 

Много фестивалей проводятся в Подмосковье, Выборге, нам говорят: приезжайте, мы хотим вас видеть на фестивале. Вы только до Москвы долетите, а из Москвы мы вас вывезем. А нам до Москвы долететь — это надо 50 тысяч рублей. 

 
— Обидно…
 
— Да. Раньше, когда я учился еще в Советском Союзе, у нас ребята прилетали в Москву, брали билет на спектакль в Большой театр, смотрели «Иоланту» или «Князь Игорь», а потом ночным рейсом улетали обратно в Хабаровск.  Зарплата им это позволяла. Сейчас другая жизнь и я, например, чувствую себя оторванным от России. Вот для нас, кинодокументалистов, основная часть нашей профессиональной жизни — это кинофестивали. И там главное условие участия — это присутствие автора. Когда ты говоришь, что ты не можешь присутствовать, они либо снимают твой фильм с конкурса, либо показывают вне конкурса. 
 
 

— Не было мысли переехать?
 
— Нет, что вы. Мне и Москва-то не нравится, честно говоря, своей энергетикой, бешеным ритмом жизни. Город красивый, но я не смог бы там творить. А если ты не сможешь творить, зачем переезжать? 
 

Обратная волна

 
— Сколько фильмов вы сняли под брендом ООО «Дальневосточная киностудия»? 
 
— Более тридцати. Может, больше, мы даже не считали.
 
— Студия себя как-то окупает?
 
— Нет, все, кто работает в документальном кино, это все фанатики-бессребреники. Для нас документальное кино — это искусство, мы не зарабатываем на этом, могу вам честно сказать. Если к нам придут из краевой администрации и скажут: снимите нам фильм про губернатора, 99,9% что мы не будем его снимать. 



— Ваша супруга Анна Самойлова тоже режиссер и Ваш единомышленник. Как Вы познакомились? Как начали вместе работать?
 

— Я снимал свой очередной фильм о «Центре реабилитации диких животных», она работала на телевидении и приехала в тайгу делать новостной сюжет. Мы встретились, потом часто пересекались в Хабаровске. Это было в 1998 году, а в 1999 году она уже работала на Дальневосточной студии кинохроники ассистентом кинорежиссера, писала сценарии. В 2003 году у нее состоялся режиссерский дебют. 

Она, кроме того, что сценарист и режиссер своих фильмов, еще и гений монтажа, поэтому часть успеха и моих фильмов — это ее заслуга.

 
Мы часто спорим как самостоятельные творческие единицы с разными почерками, у нее более женский, у меня философский. У нас мало совместных фильмов, но несмотря на это, нас часто путают в титрах. 
 
Последний фильм Анны — «Грани добра» сейчас показывают на многих площадках и фестивалях в рамках Года педагога и наставника. Он рассказывает о руководителе центра социальной адаптации молодежи «Грань» Михаиле Непогодине, который очень успешно работает с воспитанниками детских домов. 
 


— Власти региона как-то реагируют на ваши чаяния или каждый сам по себе?
 
— Раньше были каждый сам по себе, сейчас пришел новый министр культуры Хабаровского края, и вроде что-то меняется. Меня включили в экспедицию, посвященную писателям нашего края, у нас много фильмов в том числе о дальневосточных писателях.  И я езжу вместе с писателями по многим районам края. У нас всего 16 районов, в 11 я уже побывал с фильмами, в частности с фильмом «Репортаж из рая» о Александре Лепетухине (он был также сказочником) и Владимире Арсеньеве, которому в прошлом году было 150 лет. Мы показываем фильмы и выступаем перед зрителями. 
 
Раньше, лет 10-13 назад я ходил в министерство культуры Хабаровского края и предлагал наши фильмы. Но когда ты сам ходишь к чиновникам, глаза у них не загораются, а сейчас пошла обратная волна — они сами стали меня приглашать, так как у нашей студии очень много фильмов патриотической направленности, которые оказались сейчас востребованы. «Ночь музеев», «Ночь искусства», «Библионочь» — везде нас активно приглашают, и мы не отказываемся.


Поделиться: